←  История древнего мира

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Культ Осириса: культ бога растительности и...

Фотография Darius Darius 22.08 2022

Осирис и его жена богиня Исида являются, несомненно, самыми важными и колоритными фигурами египетского пантеона, а легенда о них, по словам Б. Тураева, - «главным мифом египетской религии, занимающим центральное место во всей культуре египтян». В нач. XX века в среде египтологов распространился взгляд на Осириса как на бога растительности в основном. Очень значительную роль в распространении этого взгляда сыграл крупный английский ученый-этнограф Фрезер, автор «Золотой ветви». В двух томах, озаглавленных «Адонис, Аттис, Осирис», он посвятил сравнительному анализу древнейших религий Египта и Западной Передней Азии. Основной тезис Фрезера состоит в том, что Адонис, Аттис и Осирис олицетворяют великие ежегодные перемены в природе. У некоторых ученых под влиянием Фрезера сложилось мнение, что Осирис не исконное египетское божество, а «пришелец» из Передней Азии. Объясняется это тем, что приблизительно одинаковые природные условия при типологически сходных общественных структурах порождают схожие мифологические представления. Нет оснований постулировать факт заимствования египтянами переднеазиатских мифологических сюжетов... 

 

Осирис и Анубис.jpg

 

Совокупность данных, сообщаемых Плутархом (произрастание дерева из сундука на берегу у Библа) и древнеегипетскими текстами, в которых Осирис уподоблен зерну или хлебу, свидетельствует о том, что Осирис в представлении египтян связывался с растительным миром. Кроме того, живой и правящий фараон — это Хор (но никак не Осирис), а умерший фараон — это Осирис (но никак не Хор). Р. Антес допускает, что миф об Осирисе сложился приблизительно на 600 лет раньше, чем были записаны «Тексты пирамид», т.е на рубеже III и IV тыс до н.э. 

 

Осирис и пшеница.jpg

 

Осирис начинает приобретать влияние в египетской религии в конце эпохи Древнего царства. Уже во времена Среднего царства Осирис не только бог загробного мира. Об этом свидетельствуют данные о мистериях Осириса в Абидосе. Сюжет этих религиозных представлений составляли «страсти Осириса» - эпизоды из жизни, его страдальческая смерть. Актерами были жрецы. Даже фараон XIII династии Неферхотеп принимал участие как действующее лицо участие в мистериях Осириса, о чем говорится в составленной им надписи. Наиболее раннее упоминание об этих мистериях содержится в стеле некоего Ихернефрета, посланника фараона Сенусерта III, который в 1859г до н.э проводил ревизию мистерии абидосского храма. Подобные мистерии справлялись и в Бусирисе, и вообще во многих храмах, особенно в позднее время, когда почти везде, в Фивах, Дендере, Эдфу и т. п. были устроены отделения для культа Осириса.

 

Существовали мистерии и другого рода. Важнейшим документом, проливающим свет на значение религии Осириса-Гора в связи с культом умершего и живого фараона является папирус с текстом коронационных мистерий Сенусерта I. Наряду с изображениями, иллюстрирующими основные моменты мистерий, папирус содержит текст речей действующих лиц, подобие сценических ремарок  и перечень главнейших аксессуаров. Центральной фигурой мистерий являлся молодой фараон, который выступает в роли Гора и вокруг которого происходит все действо. Осирис не произносит ни звука в течение всех мистерий, что дает возможность предположить, что роль безгласного Осириса выполняла мумия умершего фараона. Главным моментом мистерий является коронация молодого фараона — Гора, заключением — погребение Осириса. Несмотря на то, что папирус датируется XIX в до н.э (т.н драматический папирус Рамессеум), записанный на нем обряд мистерий восходит к древнейшим временам, на что указывает анализ текста и самого обряда. Т.о этот папирус уже в глубочайшей древности культ Осириса был культом умершего царя, но никак не бога растительности. Аспект Осириса как бога растительности проявляется в его культе в мистериях значительно позднее, в основном в греко-римское время.

Ответить

Фотография Darius Darius 30.08 2022

Тексты пирамид представляют собой запись царского ритуала, что очень убедительного доказала М.Э. Матье. Приняв концепцию М.Э. Матье о Книге мертвых как записи погребального ритуала, не забудем при этом, что весь этот текст имеет магический характер. Магический ритуал погребения — заклинания, произносимые жрецами, - оживлял мумию умершего и этим обеспечивал вечную жизнь в царстве Осириса, бога и царя мертвых. Поэтому термин «воскресение из мертвых» искажает смысл египетской веры в загробную жизнь... Правильнее было бы сказать, что умерший оживает, а не воскресает, происходит «одушевление» умершего при помощи магии и, главным образом, магии произнесенного слова.

Т.о магические тексты, а в Новом царстве главным образом Книга Мертвых, давали египтянину надежду на преодоление смерти, на продолжение вечной жизни в загробном мире. Единственное условие при этом — точное выполнение погребального обряда, записанного в Книге мертвых, и произнесение магических изречений.

На драматизированную форму погребальных обрядов обратили внимание К. Зете и Э. Дриотон, который видел в мистериях Осириса и похоронном ритуале элементы театральных действий. 

И. Шпигель описывал содержание погребальных обрядов, записанных на стенах пирамиды Унаса. На основе анализа этих тестов И. Шпигель делает вывод, что жрецы в масках и специальных костюмах произносили изречения, сопровождая их соответствующими жестами. Т.о царские похороны проходили в форме драматических действий. Им придавался «сверхъестественный» (т.е магический) характер, и они, по выражению Шпигеля , «служили мостиком для перехода от земной жизни к жизни на том свете». Во время ежегодных празднеств, посвященных Осирису, исполнялись мистерии, которые изображали смерть Осириса, его оплакивание, похороны и превращение в бога царя загробного мира (стр. 84) Ж.Ф. Шампольон и дешифровка египетских иероглифов. Наука, 1979. Р.И. Рубинштейн. Книга мертвых и отношение древних египтян к смерти.

Тесная связь культа фараона с Осирисом повлияла на царский погребальный ритуал, близкий по содержанию и форме мистериям Осириса. Об этом можно судить по хорошо сохранившемуся тексту «Коронационных мистерий Сенусерта I”. Они представляют собой подробный сценарий царских похорон с перечислением всех действующих лиц, исполняющих обряды, тексты произносимыхими речей и названия всех предметов, над которыми говорились заклинания.151 глава Книги мертвых … представляет собой рисунок камеры, в которой завершаются похороны. В ее центре поставлено ложе с мумией, над ней простер руки жрец в маске шакала — Анубиса, слева и справа стоят Исида и Нефтида, у каждой стены на постамента лежат фетиши: столб джед, факел, статуэтка в форме мумии и фигурка Анубиса в образе шакала. Справа и слева от фетишей помещены изображения сыновей Хора, по углам стоят ушебти и две птицы Ба — духовная сущность человека, в образе которой он «выходит днем» (стр. 85) Ж.Ф. Шампольон и дешифровка египетских иероглифов. Наука, 1979. Р.И. Рубинштейн. Книга мертвых и отношение древних египтян к смерти.

Подобные мистерии были типичны и для Финикии. Библ был издавна связан с Египтом и праздник в честь Адониса отмечался одновременно в долине Нила, где полагали, что Адонис — это Осирис, супруг Исиды. Праздник Исиды отмечался финикийцами в конце зимы, когда становилось возможным судоходство. В этот день на воду спускали священный корабль богини, только что построенный. К берегу направлялось торжественное шествие, возглавляемое жрецами. Вели жертвенных животных, несли изображения богов. Особенно выделялись люди, посвященные богине: они были одеты в белые льняные одежды, у мужчин полностью обриты головы. Все это сопровождалось музыкой и пением. Частью всех финикийских ритуалов были театрализованные представления. Много исполнялось музыки на различных инструментах, особенно на разного рода флейтах, и танцев. Такие танцы устраивались в храме Эшмуна в Сидоне. Жрецы и пророки Мелькарта танцевали вокруг жертвенника, взывая к богу и нанося себе раны ножами и копьями. В процессии несли различные ритуальные предметы, например, специальные ножи и топоры, чаши с вином и медом. Впереди шли флейтисты, игравшие в течение всей церемонии. Часто в жертву приносили военнопленных (стр. 247) Ю. Циркин. Мифы Угарита и Финикии. М. Аст, 2003

 

 

Ответить