←  Раннее средневековье, или Темные Века

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Начало Средних Веков

Фотография andy4675 andy4675 18.12 2016

Никос Карапидакис, История средневековой Европы (V - XI века), 1994 год, издательство Αλεξάνδρεια.

 

Варвары на Западе и конец Римского государства

 

Старый спор (разговор)

 

Символической датой стал 476 год. Варвары ещё гораздо раньше, с начала V века, начали селиться на территории западной части Римской империи. В прежние времена историки говорил об их набегах, но сегодня предпочтение окончательно отдано термину "переселение народов", соответствующий немецкому понятию Völkervanderung. Оценка всего того, что происходило на римских территориях в V веке отягчается в том числе и старинным спором (разговором), который с XVI века занимает юристов, историков и теоретиков в вопросах монархической системы, аристократии и происхождения народов (этногенеза).

 

После написания в XVI веке Франциском Хотманом (Франсуа Отманом) "Франко-Галлии" (где утверждалось, что германцы освободили галло-римлян от римского тираннического управления), начался спор, в котором столкнулись "германисты" и "романисты". Те, кто восхищался Античностью, видели в лице варваров тех, кто уничтожил античную цивилизацию и оставили после себя руины. Один романист XVII века характерно отмечал, что "Запад - это жертва диких племён (народов), которые окутали его толстым слоем мрака, дикости и невежества". Некоторые деятели Просвещения, во главе с самим великим Вольтером, считали, что "народы варваров уничтожили римское государство на Западе, обратили города в пустыни, сменили прекрасную латынь варварскими диалектами, уничтожили силу юридических сводов, заменив их варварскими обычаями. Предрассудки, и при этом самые варварские, заняли место человеческой мысли, предрассудки монахов, которым иногда удавалось становиться князьями". Блестящий английский историк Гиббон в эпоху расцвета Эпохи Просвещения, в 1770 году, писал об "упадке и гибели Римской империи", и именовал эту свою работу "историей триумфа варварства и религии". С другой стороны, аббат Дибо, в своей работе "Критическая история Франкской монархии в Галлии", издание которой было завершено между 1734 и 1742 годом, утверждал, что царствование Меровингов являлось наследствующим преемником Римской империи, и что положение в Галлии при Хлодвиге I и его преемниках не отличалось от положения в стране, имевшего места при римских императорах. Монтескье в "Духе законов" утверждал, что варварские народы оказались вполне достойными, и что их явление на земли Римской империи положило конец тираннии и рабству. Буленвилье в 1728 году написал меморандум "Об управлении Францией от начала монархии", в котором утверждал, что германцы стали предками французской аристократии, а галло-римляне - класса буржуазии. В историографической традиции Германии очень рано, с 1780-х годов, формируется мнение, что Варвар во времена упадка Римской империи был Новым Человеком (Homo Novus) с севера, который принём обновление и весну в загнивающий старый мир. Готы, вандалы, бургунды, англы, гунны, франки, булгары, славяне, ломбарды - все они явились ради того, чтобы основать современный мир и положить конец старому. Спор был перенесён в XIX век, где столкновение романистов и германистов продолжилось. Гизо убеждал, что варвары принесли в современный мир ощущение личной независимости, любовь к свободе и отношения личной зависимости. Августин (Огюст, Огустен) Тьерри, с другой стороны, пытался доказать, что галло-римляне были рабами франков.

 

Новейшие формы историчесского исследования покинули подобного рода теоретический диалог своих предшественников, и отныне начали систематически заниматься, с конца XIX века, реконструкцией и попыткой понять средневековые свидетельства. Таким образом постепенно была сформулирована мысль о преемственности древнего и средневекового мира. Историк Фюстель де Куланж в "Истории политических институтов древней Галлии" сумел убедительно доказать, что варварские набеги не были завоеванием, что два мира (римский и варварский) не дрались друг против друга с целью взаимоуничтожения, что варвары просто ускорили те процессы, которые уже и без них начались в Риме, и что они даже унаследовали римские институты. В 1936 году бельгийский историк Эрик Пирен писал в своей книге "Мухаммед и Карл Великий", в продолжение высказанных Куланжем идей, что "варварские набеги не прикончили окончательно древний средиземноморский мир, и не отменили римской цивилизации, что с их появлением не возникает новых экономических или общественных властных структур, что мы не имеем изменения в области языковых форм, что институты не прекратили своего существования". Новейшие историки будут отныне говорить о "продолжении посредством перемены", и будут утверждать, что варварские вторжения не вызвали никаких перемен в образе жизни уже и без того "варваризованной" Галлии. Иные, как например Фердинанд Лот ("Конец Древнего мира и начало Средневековья", 1927 год), будут утверждать, что западная часть Римской империи умерла от собственной болезни. Андрэ Пиганьол ("Христианская империя", 1947 год) отметает эту идею, и говорит о преднамеренном убийстве.

 

Ради спора, который будет продолжаться до тех пор, пока всё лучшее понимание современного мира будет позволять нам лучше понимать мир прошлого, нам следует в дальнейшем только подготовиться, представив известные факты с самого начала, и в свете многочисленных исследований, изданных и издаваемых в последнее время, постоянно удерживая в уме, что идея преемственности в сегодняшней историеографии всё-таки одержала верх.

Ответить

Фотография Архаик Архаик 20.12 2016

В прежние времена историки говорил об их набегах, но сегодня предпочтение окончательно отдано термину "переселение народов", соответствующий немецкому понятию Völkervanderung.

Хотя термин Völkerwanderung означает «переселение, миграция народов», одним из дискуссионных вопросов все-таки является вопрос о том переселялись ли действительно народы (Völker) или, скорее, организации воинов (Kriegerverbände) в поисках добычи, захвата территорий или в качестве федератов на содержании Империи.

Ответить

Фотография Daand Daand 04.10 2017

я уверен, что переселялись организации воинов и их интерес был материальный  - ценности и территория

Ответить

Фотография BKR BKR 14.04 2021

Кембриджская всеобщая история завершает историю Древнего мира 324-м годом н.э. (в 2021 г. эти разделы КИДМ еще не переведены на русский язык):
266E08D2-3800-4188-874F-E043D4955595.jpeg

А далее - начинаются Средние века. Но в КИСВ они начинаются в 500-700 г.н.э.

Получается "пробел", почти в 200 лет.
Ответить

Фотография Ventrell Ventrell 14.04 2021

Кембриджская всеобщая история завершает историю Древнего мира 324-м годом н.э.

Это всё условно. Чем 325 год отличался от 324 года? :think:
 

Ответить

Фотография BKR BKR 14.04 2021

Кембриджская всеобщая история завершает историю Древнего мира 324-м годом н.э.

Это всё условно. Чем 325 год отличался от 324 года? :think:
Да, условно.
Древний мир - дохристианская эра.
Средние века - начало христианской эры.
1-й вселенский собор, символы веры и т.д.
Ответить

Фотография stan4420 stan4420 03.02 2022

Клим Жуков про константы военного дела раннего средневековья

 

Ответить
В нашей организации остекление балконов в тюмени по низким ценам.