←  История древнего мира

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Культ Великой Богини на спиралях фестского...

Фотография Darius Darius 10.03 2021

Архаической чертой, сближающей религиозно-мифологические представления критян и жителей Анатолии эпохи неолита, является преобладание женского божества или божеств. Среди символов — колонн, рогов, лабрисов, зооморфных демонов, деревьев, цветов, змей, животных — богиня занимала особое место, не имея равного себе партнера антропоморфного облика. В ритуальных сценах ее окружают женщины и реже — мужчины, относящиеся к ней с почтением и священным ужасом. Все культовые сцены так или иначе связаны с женским божеством.

Мифологическая традиция о Миносе и Минотавре хранит в себе следы древнейших критских верований, на которые оказали влияние верования Древнего Египта. Также следует учитывать, что длительное господство Египта привело к тому, что прибрежные города Сирии испытывали сильное влияние египетской религии, например, к отождествлению Баалат, богини Библа, с Исидой (Хатор).

Саркофаг, обнаруженной в Агиа-Триаде на Крите, имеет много египетских черт, равно как и культ быка можно сблизить с финикийскими верованиями, связанными с культом Астарты, признаком власти которой в Сидоне являлось украшение в виде головы быка, которое богиня возлагала себе на голову. Плутарх, в свою очередь, в трактате «Об Осирисе и Исиде» писал: «Когда саркофаг с телом Осириса прибило к берегу Библа, он был заключен в заросли вереска, оказавшись в его сердцевине. Царь удивился размерам растения и, срубив сердцевину, содержащую невидимый взору гроб, поставил ствол как подпорку для крыши. Говорят, что Исида... явилась в Библ, села у источника, смиренная и заплаканная, и не говорила ни с кем, но только приветствовала служанок цариц, ласкала их, заплетала им косы и навевала им от себя на их тело удивительный аромат. Лишь царица увидела служанок, как в ней возникло влечение к незнакомке, волосам и телу, источающему благовоние. За Исидой послали, а когда она прижилась, ее сделали кормилицей царского сына, и говорят, что имя этого царя было Малькандр, а царицу называют Астартой...».

С позиций религиоведения можно констатировать, что миф об угаритских Баале и Анат известен также как миф о финикийских Астарте и Эшмуне, вавилонских Иштар и Таммузе, египетских Исиде и Осирисе. Из женских божеств в Финикии практически была известна лишь одна богиня плодородия и материнства Астарта, отождествляемая с Иштар, Афродитой, Герой и Кибелой.

Празднества, посвященные «возвращению богини», непосредственно связано с представлениями о ее «священном браке» с божеством и зачатии дитя, знаменовали весеннее обновление. Такие священные браки богинь природы были важнейшим моментом весенних праздничных обрядов в Вавилоне (Инанна и Таммузи), брак Великой матери хеттов и Деметры и Зевса в Элевсине, Исиды и Осириса в Египте.

Культ Великой Богини Крита (Реи), согласно мифологии, имеет египетские корни в культе Исиды и Осириса и пришел на остров из Финикии (Библ и Тир), испытав, позднее, влияние азиатских (фригийско-колхидских) культов Кибелы (Гекаты или Артемиды), что отразилось в предании о связи Пасифаи, колхидской принцессы, с быком Посейдона. Учитывая общее семитское происхождение вавилонян и ханаанеян можно увидеть заимствования в ритуалах Месопотамии, прослеживающиеся в культовых сценах на печатях, деталях одеяний и атрибутах.

Возможно, неолитическая анатолийская богиня, подобно Пасифае, мыслилась вступаюшей в брак со зверем, результатом чего было рождение ею быка. По мнению Л.Я. Штернберга, богини плодородия древних земледельцев были первоначально горными божествами, покровителями и хозяевами животных.

О близости Инанны-Иштар миру диких зверей свидетельствует окружающие ее символы, в частности обнаруженные в архаическом храме Иштар в Ашшуре глиняные троны в виде культовых построек со львами на спинке. Судя по ритуальным предметам из этого храма с богиней связаны голубь, змея, лев, возможно, козлы и олени, на которых распространялась ее благодетельная власть. О характере этой власти можно судить по печати урукского периода, в центре которой изображено дерево состоящими по сторонам от него бараном и овцой. За ними расположен столб — символ Инанны. Разнополость животных предполагает отношение этой сцены к культу плодородия.

В домах более поздних городов Двуречья в основании стен, под полом или порогом, находят сложенные из кирпичей вместилища с фигурками хранителей, обращенными внутрь помещения (статуэтки богинь со змеями также были обнаружены в тайнике Кносса — прим. автора).

Дерево считалось символом плодородия и изобилия. Оно выступало центром мира, его осью и основой (египетский джед, финикийские колонны и обелиски — символы Баала и Мелькарта).Для древнеземледельческого мировосприятия более характерны женские ассоциации растений (убор царицы Пуаби из Ура, обнаруженный Вулли). Растения в комплексе представлений о смерти близки животным, о чем свидетельствуют тексты плачей по Думузи, оплакивание которого начиналось около священного кедра в храме Эанна в Уруке. Символом Ианны считался столб, а ее знаком — восьмилепестковая розетка, часто встречающаяся на раннединастических памятниках в качестве самостоятельного элемента.

Культ священного дерева, восходящий к неолиту, был весьма распространен в Передней Азии. Идея растения — символа Вселенной и жизни — присутствует в той или иной форме в культуре многих народов. Уже на шумерских цилиндрах нач. IIIтыс до н.э мы встречаем изображения древа жизни, по сторонам которого стоят жрецы, как на печати из Эшнуны. Древо с человеческими фигурами известно среди изображений акадской, старовавилонской, касситской, среднеассирийской глиптики, а тапкже на сирохеттских и средиземноморских печатях. В Египте изображение древа жизни с человеческими фигурами по сторонам появилось лишь со Второго переходного периода на т.н гиксосских скарабеях, обнаруженных на севере Египта. В самом Египте с момента создания государства знак объединения с отходящими от него цветами папируса и лилии трактовался как символ жизни. Идея вечной жизни связывалась в Египте главным образом с сикиморой, культ которой теснейшим образом связан с богиней плодородия Хатхор. Хатхор считалась госпожой финиковой пальмы, что и породило изображение своеобразного дерева — гибрида сикиморы, из которой вырастает финиковая пальма. Появление подобного изображения в Египте относят к XVIII династии и связывают с влиянием искусства Передней Азии. На сирийское (переднеазиатское) происхождение волютообразной пальметты указывали Н.Д. Флиттнер и П. Монте. Кроме гиксосских скарабеев с изображением поклонения священному дереву, все известные скарабеи со священным деревом и человеческими фигурами найдены либо в Палестине, либо Библе.

Сама глина — часть земли, а земля уподоблялась женщине.В шумерских пословицах с необработанной землей сравнивали лоно Инанны. Бракосочетание Инанны и Думузи влечет за собой оживление жизни.

Т.о, можно предположить, что выбор материала, из которого изготовлен фестский диск, неслучаен. Глина символизировала лоно Великой Богини и, соответственно, диск имел сакральное значение, на что указывает также наличие растительных знаков (будут рассмотрены более подробно в следующей статье), а также знаков, изображающих голубя,столб и восьмилепестковой розетки, символизирующих в древнем мире широко распространный культ поклонения Великой Богини (Исиды, Иннаны, Иштар, Астарты), идущий с эпохи неолита. В этом контексте вопрос о широко распространенной церемонии «возвращения богини» и «священного брака» приобретает особый смысл. Возможно ли, что диск из Феста является описанием подобной церемонии? Насколько он может помочь в реконструкции ритуальных действий, известных от Двуречья до Анатолии и Египта?
 
Ответить

Фотография Ventrell Ventrell 11.03 2021

Т.о, можно предположить, что выбор материала, из которого изготовлен фестский диск, неслучаен.

Вариант, что его просто слепили из подручного материала, не вариант?
 

Ответить

Фотография Darius Darius 11.03 2021

Вариант, что его просто слепили из подручного материала, не вариант?

На мой взгляд, нет. Культ Великой Богини, бытовавший повсеместно в древнем мире, был связан, в первую очередь, с культом земли и плодородия. Глина часто использовалась для создания вотивных статуэток и один из знаков на диске также изображает треугольник, символическое изображение лона богини. По оценкам экспертов, глина, из которой изготовлен диск, не критского происхождения. Многие локализуют родину диска в Анатолии, где, как известно, находится Чатал-Хююк.  С другой стороны, рядом с диском в Фесте был обнаружена табличка с линейным письмом А, что говорит либо о сосуществовании двух образцов письменности, либо о том, что условная надпись на диске таковой не является и представляет собой нечто иное. К сожалению, мне неизвестно, была ли расшифрована табличка с линейным А, но что-то мне подсказывает, что это какой-то религиозный гимн. В другой статье я изложу свои соображения подробней.

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 11.03 2021

На мой взгляд и вкус текст достаточно примитивен. Начинается он с изложения версии мифа об Исиде от Плутарха. В нем очевидно, что миф об Исиде оброс элементами (подробностями) греческого рассказа о Деметре. Что совершенно немудрено, поскольку изложение мифа принадлежит Римскому времени, и эпохе римского синкретизма. Понятно, что исконная древнеегипетская Исида подобных черт могла и не иметь, а обрести ими она могла со временем, под влиянием греко-римского, финикийского или иного воздействия.

Что касается того, имела ли так называемая Великая Богиня Крита (известная нам только из изображений) равного себе партнёра (в тексте постулируется - впрочем как и принято считать многими исследователями - что не имели) - мы на самом деле не знаем. Если считать абсолютным критерием Минойское искусство - то скорее не имела (потому что изображений женского вероятного божества (вариант: жрицы) масса, а вот взрослого бога мы если и встречаем - то очень редко). Однако если обратиться к пережиткам критским мифов в Греческой мифологии, то мы легко убедился, что там наличествуют и Зевс Критаген, и Посейдон. И такие полу божественные фигуры, как Минос, Минотавр, Дедал и Талос (в эпоху Классики, Эллинизма и Римского владычества на Крите, это имя использовалось в качестве эпитета нескольких богов).

Постулат, что миф о Миносе и Минотавре носит следы египетских влияний также весьма сомнителен. По-крайней мере мне не приходит на ум миф Древнего Египта, сколько-нибудь схожий с этим. А понятие лабиринт - не египетские, как можно было бы подумать прочтя Геродота. Это слово скорее карийских корней. А как известно, многие острова Эгейского моря в Древносьи населяли именно карийцы.

В тексте сказано, что единственная известная финикийская богиня - это Астарта. Но это конечно не так. Даже в числе высших богинь, весьма распространённых наряду с ней можно указать такие имена, как Анат, Ашерат (Асират) и очень популярная в Карфагене Тиннит.

Нам неизвестно о праздновании в Элевсине праздника бракосочетания Деметры и Зевса - хотя это и не исключено, но источниками не подтверждается. В Элевсине проводились таинства связанные скорее с браком ПЕРСЕФОНЫ и АИДА, и со временным освобождением Персефоны из царства мрака. Некоторые не без причин осматривают в мистериях Элевсина также возможные элементы мифа о Загрее. Элевсинские материи- это большая тема для отдельного обсуждения. Но с браком Деметры и Зевса они не связаны. Они связаны с Подземным миром, с увядание и воскресение природы, и с идеей смерти и воскресения.

Почему Великая Богиня минойцев именуется именно Реей - тоже понятно далеко не всем. Нам известно несколько божественные чисто критских имён (тогда как Рея таковым вряд-ли является): Диктинна, Бритомартида, Афайя... Даже такое таинственное (явно негреческих корней) имя как Ариадна... Почему именно Рея в тексте названа именем минойским Великой Матери? Непонятно...

Что значит фраза, что дескать согласно МИФОЛОГИИ культ Реи пришёл на Крит из Финикии? Согласно мифологии это не так. Или речь идёт о Европе, перенесённой на Крит Хевсом? Но тогда при чем тут Рея? Непонятно...

Культы Кибелы, Гекаты и Артемиды НИКАКОГО отношения к Колхиде, насколько мне известно, не имеют. К фригийцам (первоначально, как считается, жившим не в Азии, а в Европе: считается, что это исконно фракийское племя в период между 12 и 8 веками переселились в Анатолию) относится только культ Кибелы. Гекату составляют более с Карией. А корни Артемиды - и вовсе неясны. По ее поводу вообще много чего написано, и тут не хватит места чтобы все это обсудить.

Пасифая - это не колхидская принцесса. Вообще, имя Пасифая - не догреческое (как Ариадна или Афайя), а имеющее греческие корни. Оно переводится как "видимая отовсюду". Видимо, в более поздние времена это имя использовалось как эпитет Селены (Луны), и должно означать видимо полнолуние, и символизировать такое вещи, как лунные циклы. То есть речь идёт о некой чисто Эгейского (а не колхидской) фигуре, имевший по всей видимости сугубо сакральное значение. Впрочем, все сказанное о Пасифае хотя и встречается у учёных исследователей, опирается не столько на строгие знания, сколько на догадки. Что же касается Колхиды, то с этой страной (и названием) греко-римляне познакомились гораздо позже времен Минойского Крита. Хотя и не позднее эпохи Эллинизма.

Далее идёт обращение к роли растительности в мифах, и к понятию древа жизни, мирового древа и пр. Это в общем-то общее место в исследованиях. И у минойцев его тоже принято усматривать.

Про хатхор не указано, что имело место также существование так называемых исторических колонн с ее изображением в Древнем Египте. А колонна или столб тоже может восприниматься как дерево или ствол. На Крите Минойской эпохи колонны и были стволами деревьев.

Сказанные я вовсе не отрицаю ни древних форм синкретизма, ни возможного взаимного влияния древних цивилизаций. Просто подчёркиваю неточности и не ясности в тексте, которые проистекает, скорее всего, либо от незнания предмета (сравнительного религиеведения в целом, и проблематике религии древних минойцев в частности), либо от его шаблонов восприятия автором. Отсюда возникает впечатление, что это достаточно примитивное и поверхностное изложение.

Про глину - не комментирую. Не исключаю что наряду с прикладные значением ее применение могло иметь и культовое значение, заряженное символизм и скрытыми, хотя и утерянными нами, смыслами, связанными с первобытными мышлением.

Что касается линейного письма А - оно не дешифровано. В связи с его сходством с линейным письмом Б, считается что читать эти тексты (то есть озвучивать их) мы более или менее умеем. Но не понимаем.
Ответить

Фотография Ventrell Ventrell 11.03 2021

А как известно, многие острова Эгейского моря в Древносьи населяли именно карийцы.

Это если принять версию, что лелеги ~= карийцы ?

Просто я думаю примерно так: в таких случаях у нас может быть недостаточно информации, поэтому мы вынуждены доверять каким-то античным источникам, опримитивляя тем самым, возможно, более сложную ситуацию, которой мы уже не узнаем. :(


Сообщение отредактировал Ventrell: 11.03.2021 - 12:13 PM
Ответить

Фотография andy4675 andy4675 11.03 2021

Не исключаю, хотя и думаю что вряд ли. Скорее всего этно-языковой состав до исторической Греции был еще сложнее чем предполагали древние греки оставившие нам свои труды, а не проще - как предполагаете вы. Скорее всего на территории Греции жили и карийцы, и телеги, и пеласги, и много кого еще. Местами смешиваясь, местами конкурируя, местами воют друг с другом. Как бы то ни было, даже на уровне языковых пережиток, наряду с синонимами (типа слова лабиринт) в древнегреческой языке в целом и в его топонимике в частности лингвисты осматривают как минимум еще два языковых догреческих субстрата - один индоевропейский, другой неиндоевропейской (в библиографии упоминается обычно как "средиземноморский субстрат" - аналогичный термин используется и в отношении пласта доисторических неиндоевропейских пережиток на территории Италии - впрочем, я не в курсе, связан ли "средиземноморский субстрат" Италии со "средиземноморским субстратом" Греции).

Как бы то ни было, в современной греческой историографии принято не упрощать этническая ситуацию Греции, а усложнять ее. Поэтому упоминаются такие "доисторические народы (племена)", как минийцы, флегии, абанты, минойцы, дриопы, долопы и пр. Я знаю свыше 20 подобных названий, которые многие учёные склонны локализовать в доисторической Греции. В том числе такие известные из мифов народы, как кентавры и лапиты.
Ответить

Фотография Ventrell Ventrell 11.03 2021

впрочем, я не в курсе, связан ли "средиземноморский субстрат" Италии со "средиземноморским субстратом" Греции

в лучшем случае ограниченная связь может быть.

гипотеза тирренской языковой семьи, куда могут входить языки этрусков, ретов, камунов в Италии и язык Лемносской стелы в Греции.

хотя лично я не очень представляю, насколько правдоподобны такие семьи из доставшихся нам ошмётков языков.
 

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 11.03 2021

Это уже вопрос к лингвисты. Мне тоже кажется, что они порой очень смелые в своих реконструкциях. Но имеем то, что имеем.
Ответить

Фотография Darius Darius 11.03 2021

гипотеза тирренской языковой семьи, куда могут входить языки этрусков, ретов, камунов в Италии и язык Лемносской стелы в Греции. хотя лично я не очень представляю, насколько правдоподобны такие семьи из доставшихся нам ошмётков языков.  

Происхождение диска вызывает неоднозначную оценку. Помимо критской версии происхождения, не исключалось, что он был изготовлен в Малой Азии. Некоторые ученые считают (Д. Маккензи), что сорт глины, из которой изготовлен диск, не встречается на Крите и имеет анатолийское происхождение. Иероглифы, использованные в надписи, носят отчетливый рисуночный характер и не имеют сколь-нибудь четких соответствий в других письменностях и очень мало напоминают знаки критского рисуночного письма. Большинство ученых полагает, что диск читался справа налево, т.е от краев к центру (в иероглифической письменности люди и животные повернуты как бы навстречу чтению). По мнению Георигиева, также сторонника анатолийского происхождения диска, после расшифровки архаических греческих текстов линейного Б, не может быть подвергнуто сомнению, что диск написан на индоевропейском языке. Сам он трактовал надпись как своеобразную хронику событий, произошедших в юго-западной части Малой Азии, в которой на стороне А самые важные личности — Тархумува и Яромува, вероятно, владетели двух разных областей. На стороне Б — Сарма и Сандатимува, вероятный автор текста. Г. Ипсен в статье 1929 года отмечал, что:

1.      Фестский диск не имеет билингвы и слишком мал для проведения каких-либо статистических подсчетов.
2.      Количество знаков диска (45) слишком велико для буквенного письма и слишком мало для иероглифического.
3.      Письменность диска является слоговой.

Сама форма диска заведомо ассоциирована с солярным символом. Известно, что еще во II в н.э в храме Геры в Олимпии сохранялся диск, возможно, аналогичный фестскому, на котором также по кругу был написан текст священного договора о перемирии на время проведения Олимпийских игр.

Метод штамповки надписи на диске связан с необходимостью его тиражирования для участников церемонии. Именно это обстоятельство позволило сохраниться одному экземпляру диска и не исключает обнаружение аналогичных ему в будущем при раскопках минойских дворцов или святилищ.

Ответить

Фотография andy4675 andy4675 11.03 2021

Фестский диск - не единственный пример использования критских иероглифов. Некоторые знаки той же иероглифики встречаются и на топоре из Аркалохори. Поэтому вряд-ли это письмо (скорее всего именно письмо) является не критским.
Ответить

Фотография Darius Darius 11.03 2021

В 1970 году в ж. Кадмос был опубликован происходящий из Феста оттиск на глине единственного знака, тождественного знаку 21 письменности диска. Было установлено, что техника последовательного оттиска на мягкой сырой глине изображений с помощью специальных матриц применялась критскими мастерами уже в СМПII. Возникло предположение о местных, критских иконографических истоках письменности Фестского диска, развивавшихся одновременно с линейным А. Знак 02 «голова, украшенная перьями», который Э. Майер и А. Эванс сравнивали с изображением головного убора филистимлян, известного по рельефам времен Рамсеса II и которые моложе диска на несколько столетий, как было установлено Э. Грумахом, не имеют никакой иконографической связи со знаком 02. При раскопках одного из горных святилищ на востоке Крита были найдены глиняные головы подобной формы. Кроме того, на двух минойских печатях имеются изображения полулюдей-полуживотных, которых связывают с солярным культом, с такими же зубчатыми гребнями и клювообразными носами, как на знаке 02. Это позволило Грумаху сделать вывод о том, что знак 02 — смешанный образ человека и петуха, священного животного Крита, атрибута верховного божества. Знак 24 (пагодообразное здание) А. Эванс сопоставлял с реконструированным на основании фасадов гробниц экстерьером деревянных домов древних жителей Ликии. Э. Грумах считал, что знак проявляет большее сходство с критскими многоэтажными зданиями на оттисках печати из Закроса (Восточный Крит). О знаке 06 («женщина») А. Эванс отзывался как о резко контрастирующим с обликом минойских придворных дам. Э. Грумах отождествлял знак с изображением богини-бегемотихи Та-урт, почитание которой было заимствовано из Египта и засвидетельствовано на Крите до времени создания диска, причем богиня одета в характерную критскую женскую одежду. Само спиральное расположение знаков, подобное надписи, обнаруженной на круглом щитке золотого перстня в некрополе Кносса, состоящей из 19 знаков линейного письма А, напоминает об излюбленном орнаментальном мотиве в искусстве Крита.

Ответить

Фотография Ventrell Ventrell 11.03 2021

Э. Грумах отождествлял знак с изображением богини-бегемотихи Та-урт, почитание которой было заимствовано из Египта и засвидетельствовано на Крите до времени создания диска, причем богиня одета в характерную критскую женскую одежду.

На Крите почитали египетскую богиню? Или всё-таки критскую богиню, культ которой возник после заимствования и трансформации египетской? :unsure:
 

Ответить

Фотография Darius Darius 12.03 2021

Для ответа нужно проследить возможные контакты Крита. Фест - южный город, и логично представить, что именно контакты с переселенцами из Египта могли оказать влияние на местные культы Но я склонен считать, что культ минойской Великой богини - азиатского происхождения и попробую это обосновать. В этом отношении Грумах был упомянут мной исключительно с точки зрения истории вопроса.

Ответить

Фотография neoxine neoxine 06.09 2021

220px-Phaistos_disk_A.jpg
 
Фестский диск. Сторона А
220px-Phaistos_disk_B.jpg
 
Фестский диск. Сторона B

Фе́стский диск — уникальный памятник письма, предположительно минойской культуры эпохи средней или поздней бронзы (2-е тысячелетие до н. э.). Диск диаметром 16 см, изготовленный из терракоты, найден при раскопках города Фест на острове Крит в 1908 году. Его точное назначение, а также место и время изготовления достоверно неизвестны.

Фестский диск входит в постоянную экспозицию Археологического музея города Ираклион на острове Крит (Греция).

  • 120px-Linear_A_cup.png

    Спиральная надпись линейным А, выполненная чернилами на внутренней поверхности чаши (вид сверху). Третий среднеминойский период[10]

  •  
  • 116px-Mavro_Spelio_Ring_.jpg

    Кольцо из Мавро Спелио (KN Zf 13). Спиральная надпись линейным А

  •  
  • 120px-Piombo_di_Magliano.jpg

    Диск из Мальяно (Piombo di Magliano, TLE 359). Этрусская спиральная надпись. V—IV век до н. э.

     

     

     

  • 620px-PhaistosDiskPernier.jpg

     

    Фестский диск. Прорисовка

     

    Рабочая гипотеза

    Фестский диск содержит имена правителей Крита с указанием городов, находящихся в их владении. Это объясняет с одной стороны уникальность диска, а с другой способ печати, явно рассчитанный на неоднократное воспроизведение надписей. Диск является «мандатом» на правление и выдаётся царём Кносса правителям остальных городов, также представителям рода Миносидов. В каждом из критских дворцов должен находиться подобный диск. Письменность диска существовала параллельно с общеупотребительным линейным А, однако использовалась только в высших кругах общества в отдельных случаях — распределение власти, посвящения богам (как на секире) и т. д. (Аркадий Молчанов)

Фестский диск — Википедия (wikipedia.org)

 

 

Сообщение отредактировал neoxine: 06.09.2021 - 22:45 PM
Ответить

Фотография Darius Darius 07.09 2021

В каждом из критских дворцов должен находиться подобный диск.

Пока он существует в единственном экземпляре. Да, наборность текста предполагает его возможное массовое изготовление, но место обнаружения и сопутствующие находки (чернозем, обгоревшие кости быка, особая ниша, где находился диск) говорят именно о сакральном значении диска. 

Ответить

Фотография Ventrell Ventrell 07.09 2021

Диск является «мандатом» на правление и выдаётся царём Кносса правителям остальных городов, также представителям рода Миносидов.

Высшая аристократия минойского Крита состояла только из Миносидов? :blink:
 

Ответить

Фотография Darius Darius 07.09 2021

Высшая аристократия минойского Крита состояла только из Миносидов?

Смотря как посмотреть. Если отталкиваться от эмиграции Сарпедона в Ликию и отказ от амбиций Радаманта, то наследники Миноса действительно могли узурпировать власть на Крите, назначая наместников в Фест, Гортину и т.д из Кносса. 

Ответить

Фотография neoxine neoxine 07.09 2021

Высшая аристократия минойского Крита состояла только из Миносидов?

В системе административного управления Критской державы и на самом Крите, и в заморских владениях ответственные посты занимали, как видно из сообщений античной традиции, представители правившего в Кноссе царского рода.

Молчанов А.А. Социальные структуры и общественные отношения в Греции II тысячелетия до н. э. (annales.info)

Ответить

Фотография Darius Darius 07.09 2021

представители правившего в Кноссе царского рода.

Судя по родословной Идоменея, царя Крита, принимавшего участие в Троянской войне, потомки Миноса благополучно правили Критом до катастрофы бронзового века, когда Крит попал в сферу влияния микенских династов.

Ответить

Фотография Legatus Legatus 07.09 2021

Есть прекрасная версия объясняющая "загадку" этих дисков. Гончар, изготовил их как игрушки для своей дочери.Но уже написано столько научной бумаги и построено столько карьер что истина была выгнана в шею). Это как надпись на клинке тоже думали-думали:

post-6166-0-31046500-1631016729_thumb.jp

В итоге большинство пришло к выводу что просто нестандартный орнамент).

Прикрепленные изображения

  • nadpis-na-klinke (1).jpg
Ответить