←  Позднее Средневековье, или эпоха Возрождения

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Протестантизм во Франции

Фотография Ученый Ученый 01.04 2021

К началу XVI века ни одна другая западноевропейская страна не достигла такого уровня национально-государственного единства и централизации власти, как Франция. Тем не менее на всем протяжении этого столетия мало найдется стран, где нация была бы до такой степени расколота. К этому привели непрекращавшиеся конфликты между протестантами и католиками, вылившиеся во Франции в долгую междоусобную войну.

 

Непостоянство королевской политики

 

В начале Реформации во Франции правил Франциск I, последний выдающийся король династии Валуа. Его религиозная политика всегда была двойственной и непостоянной. С одной стороны, он не хотел, чтобы протестантизм проникал на его территории, способствуя расколу, а с другой – поощрял его распространение в Германии, где для его соперника Карла V это оборачивалось болезненной проблемой. Таким образом, хотя Франциск никогда не оказывал поддержки французским протестантам, его отношение к ним менялось в зависимости от требований политической целесообразности. Когда с целью ослабления позиций Карла V он стремился установить более тесные связи с немецкими протестантами, ему приходилось предоставлять определенную свободу тем, кто в его собственной стране исповедовал ту же веру. В иные же времена французские протестанты подвергались гонениям, как это было и в прочих католических странах. Несмотря на такие колебания, протестантизм приобрел во Франции множество приверженцев, особенно среди образованных людей и дворян. Такое чередование периодов затишья и суровых гонений вынудило многих французских протестантов, среди прочих – Жана Кальвина, эмигрировать из страны. Из расположенных неподалеку городов, таких как Женева и Страсбург, эмигранты наблюдали за событиями, происходившими на родине, и вмешивались в них, когда предоставлялась возможность.

 

Тем временем в расположенном по соседству (между Францией и Испанией) Наваррском королевстве сестра Франциска Маргарита Ангулемская, вышедшая замуж за короля Генриха Наваррского, поощряла распространение реформаторского движения. Она была образованной женщиной и, когда еще жила во Франции, поддерживала французских реформаторов-гуманистов. Теперь же она предоставила церковь при своем дворе французским протестантам, бежавшим с территорий ее брата. Из Наварры и из городов, расположенных неподалеку от французской границы, таких как Страсбург и Женева, во Францию тайными путями постоянно переправлялись протестантские книги. Но несмотря на все это, до 1555 года никаких сведений о существовании протестантских церквей нет.

 

Франциск I умер в 1547 году, и его сменил сын Генрих II, продолживший политику отца, хотя с протестантизмом он боролся тверже и с большей жестокостью. Но несмотря на преследования, именно при Генрихе была создана первая протестантская церковь по образцу, установленному находившимся в изгнании Кальвином. Четыре года спустя, когда собрался первый национальный синод, церкви существовали уже по всей стране. Это собрание, тайно организованное близ Парижа, приняло "Исповедание веры" и "Дисциплинарный устав" новой церкви.

 

Вскоре после этого Генрих II умер от раны, полученной во время рыцарского турнира. Он оставил четырех сыновей, трое из которых будут поочередно занимать престол – Франциск II, Карл IX и Генрих III, – и трех дочерей, в том числе Маргариту Валуа. Матерью их была Екатерина Медичи, честолюбивая женщина, стремившаяся через своих детей управлять страной.

 

Но исполнению планов Екатерины препятствовали предводители рода Гизов. Это семейство из Лотарингии заняло видное положение при Франциске I. Позднее военачальник Франсуа де Гиз и его брат Карл, кардинал Лотарингии, были основными советниками Генриха П. Теперь же эти два брата фактически правили страной от имени молодого Франциска II, не интересовавшегося государственными делами. Но полученная ими власть вызывала недовольство у представителей более древних родов, в особенности у "принцев крови", то есть ближайших родственников короля.

 

В число этих принцев крови входили Антуан де Бурбон и его брат Луи де Конде. Первый был женат на Жанне д'Альбре, дочери Маргариты Наваррской, следовавшей религиозным убеждениям матери и ставшей кальвинисткой. Ее муж Антуан и деверь Луи приняли ее религиозные взгляды, и таким образом протестантские идеи проникли в сферу высшей аристократии королевства. Поскольку Гизы были убежденными католиками и стремились искоренить протестантизм, их борьба с Бурбонами вскоре приняла религиозную окраску. Затем был раскрыт амбуазский заговор, имевший целью устранить Гизов из окружения короля. Нельзя сказать, что заговорщики руководствовались исключительно религиозными мотивами, но большинство из них были "гугенотами" – этим словом неясного происхождения называли французских протестантов. Среди участников заговора, брошенных Гизами в тюрьму, был Луи де Конде. Это вызвало большие волнения среди знати, как протестантской, так и католической, опасавшейся, что суд над принцем крови и его осуждение станут тяжелым ударом по ее древним привилегиям.

 

В этот момент Франциск II неожиданно умер. Екатерина Медичи быстро вмешалась в события и приняла титул регентши своего десятилетнего сына Карла IX. Гизы неоднократно расстраивали ее планы и унижали ее, поэтому она фазу же освободила Конде и присоединилась к гугенотам в их борьбе за ограничение влияния лотарингского семейства, как называли Гизов. К этому времени гугенотов во Франции было уже много, о чем свидетельствовало количество протестантских церквей, приближавшееся к двум тысячам. Поэтому Екатерина, будучи католичкой, из политических соображений поддерживала протестантов. Тех из них, кто томился в заключении, освобождали, мягко увещевая отказаться от ереси. Затем она устроила в Пу-асси встречу протестантских и католических богословов для достижения соглашения между ними. Как и следовало ожидать, из этого ничего не вышло. Тогда в 1562 году регентша издала Сен-Жерменский эдикт, предоставлявший гугенотам свободу вероисповедания, но запрещавший им владеть местами для богослужений, проводить синоды без предварительного разрешения, собирать денежные средства, содержать вооруженные силы и так далее. Таким образом, гугеноты получили всего лишь право собираться на службы, если они происходят вне городов, в дневное время и без оружия. Тем самым Екатерина надеялась завоевать расположение протестантов, одновременно ограничив их возможное политическое или военное влияние. Она хотела, чтобы гугеноты стали опасны для лотарингского семейства, не угрожая при этом единству страны или королевской власти.

 

Гизы отказались подчиниться эдикту в надежде подорвать тем самым власть Екатерины. Спустя два с небольшим месяца после провозглашения эдикта братья Гизы с отрядом из двухсот вооруженных дворян окружили конюшню в деревушке Васси, где гугеноты собрались на службу, и перебили всех, кого могли.

 

Убийства в Васси привели к первой из долгой серии религиозных войн, прокатившихся по Франции. После нескольких мелких столкновений обе стороны собрали войска и выступили на поле боя – католики под командованием герцога де Гиза, а протестанты – адмирала Гаспара де Колиньи. В большинстве битв победу одержали католики, но их командующий был убит дворянином-протестантом, и ровно через год после убийств в Васси стороны согласились на перемирие, предоставлявшее гугенотам определенную свободу. Но мир продолжался недолго – в период между 1567 и 1570 годами вспыхнули еще две религиозные войны.

 

https://litresp.ru/c...hego-vremeni/15

 

Ответить

Фотография Ученый Ученый 05.04 2021

Преследования протестантов 

 

Первым мучеником французского протестантизма стал Жан Шастелен, францисканский монах из Дорника, сожженный 12 января 1525 года. Следующим был чесальщик шерсти Леклерк из Mo. В своем городе он был заклеймен в присутствии матери, восклицавшей при виде мучений сына: «Да живет Бог и знак Божий!» Вскоре Леклерк бежал в Лотарингию, видимо спасаясь от еще более сурового наказания. В Меце, где должен был состояться церковный праздник в прославленной капелле, он разбил икону Богоматери, был схвачен и во всем сознался. Перед казнью его подвергли ужасным пыткам: отрубили кисти рук, вырвали ноздри, раскаленными щипцами рвали тело… Леклерк все это время выкрикивал насмешки, приводя в содрогание своих палачей. После пыток его сожгли на медленном огне (это случилось в июле 1525 года).

 

Франциск I долгое время проявлял терпимость к новому учению, что объяснялось его полным равнодушием к теологии. Современник, Феликс Пиа, отзывался о нем так: «Язычник, римлянин времен Империи, с безмозглой головой, существо совсем плотское, с грубыми инстинктами, со сладострастием козла и с волчьим зверством; ему непонятны ни грация, ни изящество, он ищет одну наготу форм и бесстыдство позы; он открывает книгу Рабле затем только, чтобы высмаковать оттуда весь сок цинизма и отбросить философию, как несъедобную корку». В этом портрете чувствуется гротеск (король, к примеру, был знаком с «грацией и изяществом»: одно время он покровительствовал Бенвенуто Челлини, Леонардо да Винчи и искренне восхищался их искусством), но главные черты схвачены верно. Король благосклонно принял посвященную ему книгу церковного реформатора Цвингли «Истинная и ложная религии» и пытался остудить горячие головы, призывавшие к расправе над еретиками. В протестантизме он видел только свод нравственных правил, неприятных зажиревшим прелатам. Впрочем, дело обстояло во многом именно так: до появления мрачных откровений Кальвина французские протестанты в массе своей были, скорее, восторженными религиозными мечтателями, нежели ниспровергателями церковных канонов.

 

Отношение Франциска I к протестантизму начало меняться с 1528 года, когда в Париже на улице Розьер была найдена разломанная икона Богоматери. Король был встревожен возможными волнениями, которыми его пугали служители церкви. Правда, на сей раз он ограничился искупительными процессиями и водружением на место разбитой иконы новой – в серебряном окладе. Но вслед за тем Сорбонна возбудила дело против дворянина Луи Беркена, опубликовавшего книгу против отца Беды, настоятеля церкви в Монтегю, ревностного поборника набожной нищеты. Беркен, опираясь на памфлет Эразма Роттердамского, доказывал, что Беда не христианин, поскольку в его сочинениях содержится 80 неправд, 300 клевет и 47 богохульств. Франциск I пытался спасти подсудимого от смерти, но был вынужден согласиться с приговором Сорбонны. Беркена удавили, а тело сожгли вместе с книгой.

 

Справедливости ради следует заметить, что многие протестанты сами подавали повод к репрессиям против них. Оскорбления и надругательства над католическими святынями стали обычным явлением (уже имелся и печальный опыт Мюнстерской коммуны: анабаптисты, захватившие город, ввели уравнительный коммунизм, отобрали у церкви ее земли и разрешили многоженство). Дело дошло до того, что в 1534 году король обнаружил памфлет против мессы на дверях своего дворца в Блуа. Это вывело его из себя.

Желая доказать итальянским государям свою ревность в делах веры[9], Франциск приехал в Париж посреди зимы и устроил торжественную процессию, в которой принял участие сам вместе со всем двором. Король шел в рубище, с факелом в руке, как простой кающийся грешник; при каждой остановке он падал на колени, вымаливая Божье благоволение и милосердие себе и своим подданным и призывая кару на головы еретиков. Глашатаи зачитали народу жестокий закон против гугенотов, предусматривавший, в частности, что четверть имущества уличенного еретика причиталась доносчику. В заключение спектакля король пожелал увидеть казнь шестерых еретиков. Вместо обычного сожжения их приковали железными цепями к шестам, которые можно было опускать и поднимать, увеличивая тем самым муки осужденных.

 

Не довольствуясь отдельными казнями, король устроил целые избиения протестантов в некоторых городах. В Провансе, по свидетельству очевидца, «в одной церкви было убито 400 или 500 несчастных – женщин и детей»; двадцать пять женщин, спрятавшихся в пещерах, удушили дымом. Всего было убито не менее двух тысяч человек, семьсот протестантов уведены в качестве пленников. На обратном пути солдаты продавали в рабство захваченных детей. Из мемуаров Жака де Клерка явствует, что причиной преследования была алчность: имущество казненных переходило в королевскую казну, изрядно истощенную войнами.

После смерти Франциска I около двух тысяч протестантов, предвидя впереди еще более мрачные времена, бежали в Женеву.

 

 

https://history.wikireading.ru/234312

Ответить

Фотография Ученый Ученый 05.04 2021

Ф.Клуэ. Портрет Франциска 1.

 

833602_original.jpg

Ответить

Фотография Ученый Ученый 20.04 2021

Кальвинизм во Франции

 

Со времени своего начала в 1540х годах кальвинизм во Франции оставался точкой зрения меньшинства и ко времени отмены Нантского Эдикта в 1685 г., который предоставлял протестантам официальную защиту, в значительной степени был подавлен. Однако протестантское или гугенотское меньшинство развили четко сформулированную теорию о религиозной и политической свободе (по крайней мере, в тех областях мышления и практики, которые их беспокоили) в свете своих трудных отношений с католическим французским государством. Их точка зрения укоренила и в некоторых областях систематизировала идеи более сдержанного Жана Кальвина. Иронично, но более широкое влияние она оказала за пределами Франции (в Нидерландах, Англии и американских колониях), чем в родной стране. Возможно, самое сильное ее влияние маскировалось под другими именами, а не как кальвинизм. Учение об установленной верховной власти народа и их неотъемлемом праве на сопротивление прямо и в сочетании с идеями о самом различном происхождении перешло в английские политические теории о человеческих правах конца XVII века. Еще оно стало частью подобных американских споров о законе и правительстве в XVIII веке, которые к тому времени были отделены от кальвинистского теологического контекста.

 

Оценки численности гугенотов в конце XVI века сильно расходятся, от 5% до 25% французского населения. В одних областях их было больше, чем в других, особой многочисленностью отличались Нормандия, Пойто и части Лангедока. Гугеноты имели значительную поддержку среди некоторых представителей высшей знати и пользовались особым расположением интеллигенции и поднимающегося среднего класса. Однако французское правительство считало протестантство серьезной угрозой для власти короны и единства государства, которое основывалось на традиционном католичестве. Последующие события показали, что этот страх не был необоснованным.

 

Сначала, особенно до начала религиозных войн во Франции в 1562 г., гугенотские теоретики, подобно своему учителю Кальвину в Женеве, стремились показать преданность французскому правительству и антиреволюционные настроения. Даже в начале религиозных войн лидер гугенотов принц де Конде утверждал, что его войска вошли в Париж, чтобы защитить королеву-регента и ее сына, короля, которые, как утверждалось, находились в плену у сильной католической группировки Гиз (членом семьи которого была регент-королева Шотландии, мать Марии Стюарт).

 

В сложившейся обстановке (конец 1550х - начало 1560х) Жан Кальвин открыто выразил неодобрение любых революционных действий своих братьев протестантов. Особенно он отделял себя от «Первого удара трубы чудовищного правления женщин» своего шотландского ученика Джона Нокса. Помощник Кальвина в Женеве (а позднее его преемник) Теодор Беза также отделял себя от «Амбозийского заговора» (неудачной и глупой попытки протестантов похитить короля Франциска II в 1560 г.). В Письме от 16 апреля 1561 г. Жан Кальвин рассказывал великому лидеру гугенотов Франции адмиралу Колиньи, что его часто спрашивали, законно ли для детей Божьих сопротивление гнетущей тирании. Ответом Кальвина было то, что если верующие прольют одну каплю крови, то целые реки наводнят Европу. «Следовательно», - рассуждал Кальвин, - «для всех нас будет лучше сразу же погибнуть, нежели подвергнуть имя христианства и Евангелие такому позору». Гугеноты, очевидно, надеялись успокоить более умеренных католиков и особенно королевскую семью, не относящихся к неистовой антипротестантской группировке «Святая Лига», во главе которой стояла стремящаяся к власти семья Гиз. Следует добавить, что на протяжении меняющихся событий XVI века большинство гугенотов, вероятно,  оставались искренними роялистами и по сути противниками революции, согласно исповеданиям, которым они верили (как, например, статья 39 Галликанского Исповедания Веры; статья 36 Бельгийского Исповедания и статья 30 Второго Гельветического Исповедания).

 

 

Французские протестанты взялись за оружие после избиения собрания гугенотов по время богослужения в Васси в марте 1562 г. Реформатская церковь уже официально сформировалась (тайно) в Париже в 1559 г. во время проходившего там собрания протестантского национального синода. Была установлена пресвитерианская форма правления (которую вскоре взяли за пример в Шотландии), начиная с самой низшей юрисдикции консисторий местных церквей (или собраний в Шотландии), состоящих из представителей старейшин, далее к средним или региональным органам юрисдикции (называемым в Шотландии пресвитериями), состоящим из старейшин, присланных из консисторий церквей данной области, и, наконец, к высшей юрисдикции, национальному синоду (генеральная ассамблея в Шотландии), состоящему из старейшин, присланных из региональных пресвитерий. Функции старейшины включали и духовное руководство (служители) и обязанности представителя мирян.

 

Первый национальный синод состоял из представителей “более шестидесяти из ста церквей, которые можно было сосчитать в то время во Франции”. Синод принял исповедание веры, источником которого послужил проект из тридцати пяти статей, подготовленных Кальвином, и правило порядка, выведенное из “Наставлений” Кальвина и из опыта церквей, попавших под влияние Буцера в Страсбурге.

 

Галликанское исповедание, в соответствии с идеями Кальвина, учило о высшей власти Писания, которая является единственной от Бога. Это убеждение позднее сильно подкрепило сопротивление гугенотов против прокатолической французской монархии. В 1571 г. седьмой национальный синод в Ла-Рошели принял это исповедание. Утверждая необыкновенную власть написанного Слова Божьего над всеми человеческими устройствами, оно стало для них важным основополагающим документом. Оно давало успокоение и силу гугенотскому меньшинству в утверждении доктрины о вечном выборе особых людей для спасения, независимо от человеческих обстоятельств и суждений, а также доктрины о полном Божьем управлении всем происходящим. Даже нехорошие события и кажущиеся бедствия следует рассматривать как великодушно используемые Богом ради окончательного блага своего избранного народа. Такое исповедальное учение придавало уверенность меньшинству, столкнувшемуся с почти непреодолимым неравенством.

 

 

После 1567 г. гугеноты должны были встретиться не только с католическими силами Гиз, но и с более умеренными католиками. В тот год правящая королева-регент Екатерина Медичи предприняла вооруженные действия против протестантских сил Принца де Конде, который ранее провозглашал себя ее “защитником”. Становилось все труднее и труднее предполагать антиреволюционные и промонархические настроения. Это было уже невозможно после одобрения Екатериной убийства десятков тысяч протестантов в Париже и других местах накануне дня св. Варфоломея в августе 1572 г. Такая кровавая резня снова ввергла Францию в гражданскую войну, в которой целые области, такие как Лангудок, и портовые города типа Ля Рошеля требовали независимости от монархического правления Парижа.

 

https://www.reformed...a/2/605/4/Kelly

Ответить

Фотография Стефан Стефан 09.05 2021

ГУГЕНОТЫ [франц. huguenots], неофиц. название протестантов, в основном кальвинистов, во Франции в XVI-XVIII вв. Происхождение термина «Г.» неясно. Согласно одной из версий, появившейся в 1536 г. в Женеве (Швейцария), термины «Anguenotz» или «Eiguenots» являются искаженной формой нем. Eidgenossen (союзники, соратники) - так называли себя женевцы, стремившиеся заключить союз с жителями Берна для защиты протестант. веры. Похожая этимология была предложена в 1621 г. Дж. Диодати: женевцы, недовольные правлением герцога Савойского, в 1519 г. называли себя Eiguenotz (Eydgnoss, Eidgenossen), т. е. соратниками, сторонниками народного правления (Naef. 1950). Во Франции термин стал употребляться не ранее 60-х гг. XVI в. и получил др. интерпретацию: происхождение слова «гугенот» связывалось с именем Гуго Капета, первого франц. короля из династии Капетингов. К Гуго Капету возводил родство глава франц. протестантов Генрих Наваррский (впосл. франц. кор. Генрих IV) в отличие от возглавлявших прокатолич. партию и претендовавших на франц. престол герцогов Гизов.

 

Изначально, т. о., термин не имел к.-л. религ. значения. По мере того как развивалось военное и политическое противостояние католич. и протестант. лагерей в религиозных войнах во Франции, термин «гугенот» стал применяться для обозначения политической оппозиции - гугенотской партии или гугенотской армии. В офиц. документах королевской власти и католич. (галликанского) франц. духовенства в XVI-XVII вв. для обозначения Г. употреблялся офиц. термин «религия, именующая себя реформированной» (Religion Prétendue Réformée, RPR). С началом эмиграции франц. протестантов после отмены Нантского эдикта (1685) в странах, принявших франц. кальвинистов (Германия, Нидерланды, Англия), появляются т. н. гугенотские кварталы, населенные выходцами из Франции, впосл. не обязательно протестантами. До наст. времени сохранилась тенденция, когда потомки франц. эмигрантов называют себя Г. с целью отличаться от протестантов местного происхождения.

 

Во Францию реформационные идеи проникли достаточно рано, сочинения М. Лютера стали известны в 1518 г., чему способствовала, с одной стороны, деятельность франц. гуманистов, в свое время выступивших с призывом вернуться к истинным источникам христ. веры, прежде всего к Библии (франц. гуманист Ж. Лефевр д'Этапль (ок. 1455-1536) высказывал идеи, близкие к реформационным, в 1512 сформулировал тезис об оправдании верой), с др. стороны, деятельность церковных кружков и семинаров, напр. т. н. кружка в Мо, сложившегося в 1518 г. вокруг еп. Мо Гийома Брисоне и ставшего его викарием Лефевра д'Этапля. Епископ и его сторонники выступали за введение франц. языка в литургию, способствовали распространению среди паствы франц. переводов Евангелия, проповедовали возврат к идеалам раннехрист. Церкви. Деятельность кружка была поддержана сестрой франц. кор. Франциска I Маргаритой Ангулемской. Ее переписка с Брисоне свидетельствует об интересе королевских особ к идее умеренной церковной реформы без разрыва с Римским престолом (в качестве политического аргумента, напр., рассматривался возможный успех Французского королевства в Итальянских войнах, т. к. реформа Церкви обеспечила бы Францию союзниками в лице англичан и немцев - Briçonet G., Marguerite d'Angoulème. Correspondance (1521-1524). Gen., 1975. P. 124). Во Франции находили приют изгоняемые из Германии последователи Лютера, отлученного к тому времени от Церкви. В 1521 г. теологический фак-т Сорбонны осудил пропаганду идей Реформации, в 1523 г. на костре был сожжен протестант Жан Вальер. Первый антипротестант. королевский указ был издан в июне 1525 г. регентшей королевой-матерью Луизой Савойской (Франциск I находился в мадридском плену). Указ призывал к исполнению папских булл об осуждении учения Лютера и преследовании лютеран. Но ни Франциск I, ни его сестра Маргарита не являлись сторонниками решительных действий против еретиков, хотя и не поддерживали их открыто. В 1525 г. к франц. королю обратился У. Цвингли, к-рый пытался раскрыть монарху смысл и пользу бюргерской Реформации и призывал порвать с Римом.

 

98af99906d76.jpg

Гаспар Колиньи. Портрет. XVI в. (Лувр, Париж)

 

В 30-х гг. XVI в. наступил перелом в политике монархии в отношении протестантов. Он был вызван радикальными выступлениями анабаптистов в Германии, а также дерзкой пропагандой франц. протестантов - в окт. 1534 г. их листовки-плакаты были распространены во мн. крупных франц. городах (Париж, Орлеан, Тур, Блуа) и обнаружены даже в апартаментах королевского замка в Фонтенбло. Составленные неким Маркуром в связи с арестами протестантов, листовки содержали следующие тезисы: жертва Иисуса Христа совершенна и не нуждается в повторении, следов., папа Римский, кардиналы, епископы и священники - лжецы и богохульники; утверждение, будто в Причастии присутствуют Тело и Кровь Христовы,- идолопоклонство; католич. духовенство затемняет смысл таинства Причастия, к-рое состоит лишь в воспоминании о страданиях Христа, а сама Церковь занимается пустяками: колокольным звоном, бормотанием молитв, пением, пустыми церемониями, переодеванием и всякого рода колдовством. Отрицая почитание святых, Г. позднее, в ходе религ. войн, разрушали католич. храмы, уничтожали мощи святых.

 

Целью королевского эдикта от янв. 1535 г., ставшего ответом на протестант. пропаганду, объявлялось искоренение «секты лютеран» и др. ересей посредством сурового наказания укрывателей еретиков и поощрения доносчиков. Король участвовал в покаянной процессии, в ходе к-рой были казнены 6 протестантов, всего за янв. 1535 г. было сожжено 35 лютеран и еще 300 арестовано. Впосл. Франциском I было издано еще 9 указов против лютеран, где протестантизм квалифицировался как заблуждение, фальшивое вероучение, содержащее в себе оскорбление Его Величества, а также провоцирующее смятение, мятеж и нарушение общественного спокойствия. Гонения на протестантов усилились в правление кор. Генриха II (1547-1559), когда при Парижском парламенте была создана «Огненная палата» (Chambre ardente), специальный трибунал по борьбе с ересью (13 окт. 1547). Вводились строгая цензура в издательском деле, контроль за типографами, книготорговцами, королевскими чиновниками, а также за деятельностью школьных и университетских преподавателей, запрещалось ввозить какие бы то ни было книги из Женевы.

 

К этому времени, несмотря на гонения, франц. протестантизм значительно окреп. В 30-40-х гг. XVI в. во Францию проникли идеи швейцар. реформаторов, в первую очередь Ж. Кальвина, к-рый в 1536 г. посвятил 1-е лат. издание «Наставлений в христианской вере» франц. королю (написанное с пространным обращением к Франциску I и не без надежды преподнесенное монарху автором, сочинение было демонстративно сожжено на паперти собора Парижской Богоматери). По мере упрочения власти Кальвина в Женеве в 50-х гг. XVI в. во Франции планомерно распространялась печатная продукция пропагандистского характера, к-рую развозили по стране кальвинист. пасторы. Организующая роль в реформационном движении принадлежала католич. клирикам, перешедшим в кальвинизм. К этому времени все большая часть элиты (знатное дворянство, королевские чиновники) обращалась в кальвинизм или сочувствовала ему. С 1555 г. Г. появились в Париже, на ул. Сен-Жак в доме королевского советника Жака Бертомье был устроен молельный дом. В сент. 1557 г. разъяренная парижская толпа ворвалась туда во время богослужения, на к-рое собралось ок. 400 чел. По судебному разбирательству 7 кальвинистов были приговорены к сожжению. В 1558 г. Г. организовали публичное пение псалмов на «лугу клириков» (Пре-о-Клер) близ мон-ря Сен-Жермен-де-Пре, что повлекло королевский запрет на публичные выступления протестантов, моления разрешались лишь в частных домах. В религ. церемониях Г. широко использовались переведенные на франц. язык поэтом Клеманом Маро 30 ветхозаветных псалмов. Перевод Маро Сорбонна объявила еретическим, и тому пришлось бежать из Франции в Женеву, где он перевел еще 20 псалмов (их 2-е расширенное издание вышло в 1543 с предисловием Кальвина). Луи Буржуа и позднее Клод Гудимель написали мелодии для этих франц. псалмов. Завершенный в 1562 г. сборник получил известность как «Женевская Псалтирь».

 

Оформление протестант. церкви во Франции состоялось 25-28 мая 1559 г. в Париже, где собралась тайная ассамблея представителей 11 протестант. общин (1-й национальный синод Реформатской Церкви Франции) и было принято Галликанское исповедание, выработаны общие организационно-дисциплинарные нормы, унифицирована деятельность всех общин. Организация франц. протестантов представляла собой иерархию оформленных посредством выборов ассамблей, коллоквиумов, провинциальных и генеральных (национальных) синодов. Ядром организации была автономная в своей деятельности консистория, состоящая из министров (пасторов), старейшин и диаконов. Центральной фигурой являлся министр. Кандидаты в министры рекомендовались консистории коллоквиумом или провинциальным синодом и вводились в должность после 2-3 публичных проповедей и с одобрения мирян-членов общины. Согласно решению 3-го национального синода (1562) в министры могли быть допущены неофиты из бывш. католич. епископов и кюре. Старейшинам доверялись организационные функции, диаконам - сбор пожертвований на нужды консистории, подготовка к катехизации, забота о больных и бедных. Эти должностные лица избирались из мирян. Консистории собирались еженедельно для обсуждения организационно-дисциплинарных и финансовых вопросов. На коллоквиумы выносились вопросы, не входившие в компетенцию консисторий: отлучение, отстранение министров и старейшин от обязанностей, распределение доходов между министрами, назначение министров. В первые десятилетия существования Реформатской Церкви Франции коллоквиумы собирались 4 раза в год, на них присутствовали представители консисторий, министры и старейшины каждого округа. Коллоквиумы подчинялись провинциальным синодам, к-рые раз в год в каждой провинции рассматривали кадровые вопросы, распределение министров между консисториями, замещение одних другими, а также проводили выборы делегатов на генеральные синоды. Высшей инстанцией в решении всех вопросов, относящихся к вере и церковной дисциплине, считался генеральный синод. На эту ассамблею избирали по 1-2 министра, старейшин и диакона от каждого провинциального синода. С 1559 г. генеральные синоды собирались сначала по требованию церквей, затем ежегодно, с 1572 г. дважды, с 1598 г. трижды в год. Со времени оформления и до 1660 г. генеральные синоды собирались 29 раз, дважды в Париже, а также в Пуатье, Орлеане и Мене, но преимущественно на западе (Ла-Рошель) и юге Франции (Ним, Сент-Фуа, Сомюр, Монпелье). В 60-х гг. XVI в. возросло количество протестантов на всей территории Французского королевства: в 1560 г. их было от 800 тыс. до 1200-1500 тыс. чел. (6-8% населения Франции - Garisson J. Les Protestantes au XVI siècle. P., 1988. P. 120).

 

В 1560 г. группа дворян-Г. предприняла неудачный поход («амбуазский заговор») на королевский замок в Амбуазе с целью отстранения от власти Гизов, под влиянием к-рых находился юный кор. Франциск II. Знатный лотарингский род Гизов был возвышен Франциском I в противовес влиятельным принцам крови - Бурбонам. Между 2 кланами развернулась борьба за власть. Гизы возглавили ультракатолич. партию, Бурбоны были связаны с «религией недовольных» - кальвинизмом. Соединение политической борьбы с религ. спорами поставило королевство на грань гражданской войны. Попыткой урегулировать ситуацию стал эдикт, опубликованный в мае 1560 г., о нетождественности собственно религ. и политических собраний. Расследование преступлений, связанных с ересью, передавалось церковным прелатам, как судьям, к-рые могут отличить ересь от политических заблуждений. В обязанность прелатов вменялось предупреждение ереси и возвращение еретиков в лоно католич. Церкви путем проповедей и «насаждения добрых нравов». Протестантам теперь дозволялись богослужения, министрам реформатских церквей разрешалось собирать синоды и консистории только с санкции королевских чиновников. Политические собрания строжайше запрещались (Édit qui attribue aux prélats la connaissance du crime d'hérésie et la répression des assemblées illicites. Romorontin, mai 1560 // Recueil général des anciennes lois françaises / Éd. F.-A. Isambert e. a. P., 1829. Vol. 14. P. 31-35).

 

Неожиданная смерть Франциска II привела к отстранению Гизов от власти: при 10-летнем Карле X регентшей стала королева-мать Екатерина Медичи, а перешедший из кальвинизма в католичество Антуан Бурбон, кор. Наварры, был назначен генеральным наместником королевства. Новое правительство под влиянием канцлера М. де Лопиталя проводило политику частичного разрешения кальвинизма. В дек. 1560 г. на открытии Генеральных штатов в Орлеане канцлер призвал к примирению противников: «Отложим в сторону эти диавольские слова: «политические партии», «крамолы» и «восстания», «лютеране» и «гугеноты», «паписты» и будем называться просто христианами» (L'Hopital M. [Discours au séance d'ouvérture des États généraux. Orléans, 1560] // Ibid. P. 58). Свидетельством изменения политического курса в отношении протестантов стал коллоквиум в Пуаси (сент. 1561). Созыв ассамблеи духовенства для выборов делегатов на очередную сессию Тридентского Собора (1545-1563) был использован для открытой дискуссии между франц. католич. прелатами и министрами реформатских церквей по вопросу осмысления таинства Евхаристии. Коллоквиум в Пуаси стал первым случаем, когда кальвинист. богословы (Т. Беза, П. Мартир) выступили с изложением своих религ. воззрений в присутствии короля. 17 янв. 1562 г. был издан «эдикт терпимости», согласно к-рому кальвинистам предоставлялась свобода собираться для богослужений, но без оружия и за городской чертой. Г. были ограничены в действиях во время католич. праздников и др. торжеств (Déclaration sur la repression des troubles nés à l'occasion de la religion réformée // Ibid. P. 124-129). Январский эдикт предоставил максимально возможные уступки протестантам, впосл. Г. стремились только к восстановлению его условий.

 

В 1-й из серии религ. войн (1562-1563), спровоцированной «резней в Васи» (март 1562), дворяне герц. Франциска Гиза напали на толпу Г., организовавших публичное моление в городе, и 23 Г. было убито, ок. 100 ранено. Расправы с кальвинистами произошли в Анже, Сансе, Осере, Туре, Труа и Каоре. В свою очередь протестанты заняли Лион, Тулузу, Бурж, Орлеан. Во главе Г. встали адмирал Гаспар Колиньи и принц Людовик Конде. Армии католиков возглавили коннетабль Анн де Монморанси, герц. Гиз и маршал Ж. д'Альбон де Сент-Андре, составившие «триумвират», к к-рому присоединился Антуан Бурбон. Захватив Пуатье (30 мая 1562) и Бурж (31 авг. 1562), королевская армия направилась к Руану, бывшему в руках Г. Через неск. дней после взятия города скончался раненный там Антуан Бурбон (17 нояб. 1562). 19 дек. 1562 г. Гиз одержал победу над Г. в битве при Дрё. Главы обеих армий, Конде и Монморанси, были захвачены в плен, Сент-Андре убит. После осады Орлеана и убийства Гиза был подписан мирный договор в Амбуазе (19 марта 1563). Г. дозволялось собираться лишь в пригородах неск. крупных городов, включая те, к-рые находились в их владении на момент подписания мира. Обе стороны были недовольны условиями договора.

 

Обострение отношений между Г. и королевской властью привело к постепенному отходу от политики веротерпимости. В ответ на крупное восстание в Нидерландах против испан. владычества, в к-ром кальвинисты играли активную роль (1566), испан. кор. Филипп II послал во Фландрию большую армию во главе с герц. Альбой, к-рая прибыла из герцогства Миланского по т. н. вост. дороге, обогнув вост. границы Франции. Поначалу никто точно не знал, куда она направляется. Карл IX принял меры предосторожности, набрав войско из 6 тыс. швейцар. наемников. Опасаясь нападения, вожди Г. решили нанести упреждающий удар, сюрприз в Мо,- была сделана попытка захватить короля и его мать в бургундском замке Монсо. Те, однако, успели бежать в Мо, а затем прорвались в Париж. Конде осадил столицу, но 10 нояб. 1567 г. был разбит коннетаблем Монморанси у Сен-Дени; Монморанси пал на поле битвы. Преследуемые войсками католиков под командованием Генриха Анжуйского, брата короля, Г. отступили в Лотарингию, где соединились с армией нем. наемников пфальцгр. Иоганна Казимира. В нач. 1568 г. их объединенные силы оттеснили католиков к Парижу и осадили Шартр. В этих условиях Екатерина пошла на заключение 10 марта 1568 г. мира в Лонжюмо, подтвердившего положения Январского эдикта 1562 г.; она также предоставила Конде крупный кредит для расчета с Иоганном Казимиром.

 

Получив необходимую передышку, королева-мать потребовала от Конде возвращения долга. Тот отказался; был отдан приказ об аресте принца и др. вождей Г., к-рым удалось укрыться в портовой крепости Ла-Рошель на зап. побережье Франции, ставшей впосл. главной цитаделью Г. В июне 1568 г. большой гугенотский отряд двинулся к рубежам Фландрии, чтобы оказать помощь собратьям по вере. Он был перехвачен и разбит армией католиков. Кор. Карл IX аннулировал права, данные протестантам ранее. Во время 3-й религ. войны (1568-1570) Г. потерпели поражение в битвах при Жарнаке (13 марта 1569, там погиб принц Конде) и Монконтуре (3 окт. 1569). Командовавший гугенотской армией Колиньи отступил. 16 окт. он прибыл в г. Сент и узнал о решении, вынесенном Парламентом Парижа: бросить его герб в реку, а его изображение повесить на виселице в Монфоконе. В окт. 1569 г. королевские войска осадили Сен-Жан-д'Анжели, после полуторамесячной осады (16 окт.- 2 дек.) истощенной королевской армии пришлось согласиться на капитуляцию. Колиньи провел зиму 1569/70 г. в Монтобане, ожидая подкрепления. В марте 1570 г. он подошел к Каркасону, разграбил Нарбон, сжег деревни близ Монпелье и начал продвижение на север, отбивая атаки королевской армии. 18 июня он отдал на разграбление аббатство Клюни, 20 июня сжег аббатство Ла-Ферте-сюр-Грон. Уклонившись от сражения с армией католиков, адмирал вошел в Ла-Шарите (Ла-Шарите-сюр-Луар) (4 июля). На западе правитель Ла-Рошели Ф. де Лану захватил Маран, Люсон и Ле-Сабль-д'Олон. Г. сдались города Ньор, Бруаж и Сент. 8 авг. 1570 г. в Сен-Жермен-ан-Ле был подписан эдикт примирения. Несмотря на военные неудачи, условия мира были выгодны для Г.: им предоставлялась свобода совести, протестант. богослужение разрешалось совершать по всему королевству, но только в предместьях 2 городов каждого округа. Протестанты могли занимать общественные должности, представители Г. были включены в Королевский совет. В обеспечение условий франц. кальвинистам предоставлялись крепости Монтобан, Коньяк, Ла-Рошель и Ла-Шарите. Брак сестры короля Маргариты Валуа и вождя протестантов Генриха Бурбона должен был скрепить достигнутые мирные соглашения. Мирный договор 1570 г. современники толковали двояко: либо как серьезную попытку уладить религ. раскол во Франции, либо как меру, призванную усыпить бдительность Г. Анализируя доводы в поддержку той и др. версии, историки в целом считают, что франц. корона искренне стремилась примирить Г. и католиков. Однако межконфессиональная рознь, особенно в тех городах, где Г. и католики сосуществовали вместе, наоборот, обострилась. Кроме того, в политическом отношении Сен-Жерменский эдикт явился актом поддержки более слабой стороны, к-рая могла стать противовесом деятельности Гизов. Результат - возросший авторитет адмирала Колиньи, фактического руководителя франц. Г. Он становился опасен из-за влияния на короля и гугенотские провинции. Предложенная Колиньи программа активной внешней политики Франции предполагала войну против католич. Испании - на территории амер. колоний, где Франция могла бы расширить свои владения, и в Нидерландах, где против испан. короля воевали боровшиеся за независимость протестанты.

 

18 авг. 1572 г. состоялась свадьба Генриха Бурбона и Маргариты Валуа. На церемонию съехались наиболее видные представители гугенотского дворянства. В Париже, большинство населения к-рого составляли католики, стали распространяться слухи о гугенотском заговоре, целью к-рого называли в т. ч. и убийство короля. 22 авг. выстрелом из аркебуза в руку был ранен Колиньи. Г. потребовали наказания герц. Генриха Гиза, к-рого считали организатором покушения. В ночь с 23 на 24 авг. в Париже началось избиение Г., к-рое получило название Варфоломеевской ночи. Полагают, что было убито ок. 2 тыс. протестантов, собравшихся на свадьбу, в т. ч. и Колиньи. Погромы Г. прошли в нек-рых провинциальных городах (Бордо, Тулуза, Орлеан, Лион). После авг. 1572 г. конфликт принял характер широкомасштабных войн. Непосредственно за Варфоломеевской ночью последовали 4-я (1572-1573) и 5-я (1574-1576) войны. Г. заняли ряд городов. Королевскими войсками был взят Сансер, но крепость Ла-Рошель устояла (с февр. по июнь 1573 было предпринято 8 штурмов города). Договоры, заключенные после 4-й (Ла-Рошельской) и особенно после 5-й войны (в Больё), были благоприятны для Г.

 

К этому времени в юж. и юго-зап. провинциях Г. достигли политического перевеса, на 2 съездах в Мийо (1573 и 1574) был составлен проект политической организации протестант. конфедерации. Ла-Рошель и Монтобан фактически превратились в городские республики, избравшие свои правительства, затем они объединились в федерацию. Кроме того, постановлялось, что каждая городская община Г. будет входить в состав Генеральных штатов протестант. конфедерации. На ассамблее в Ниме (1575) была принята Конституция из 184 статей. Гугенотское «государство в государстве» стало фактом. Во главе его стояли принц Генрих Конде и главнокомандующий армией Карл де Монморанси, герц. Данвиль. Гугенотская республика имела свои армию, суд, финансы, полицию и претендовала на полную независимость от франц. короны. Генрих III вынужден был выступить во главе войск против армии Конде, к к-рой присоединились бежавшие из-под надзора Екатерины Медичи Генрих Бурбон и младший брат короля Франциск Алансонский (один руководил армией на берегах Луары, другой возглавил борьбу в Гиени). Воодушевленные победами Г. требовали восстановить свободу богослужений, ввести своих представителей в провинциальные парламенты, созвать Генеральные штаты, амнистировать осужденных за веру, реабилитировать жертвы и наказать организаторов августовской резни 1572 г. На этих условиях под давлением королевы-матери, боявшейся обострения между оказавшимися во враждебных лагерях братьями, Генрих III подписал в мае 1576 г. т. н. мир младшего брата короля (paix de Monsieur), завершивший 5-ю религ. войну. Герц. Франциск Алансонский получил во владение Турен, Берри и Анжу, Генрих Наваррский - Гиень, а Генрих Конде - Пикардию. Протестантам предоставлялась свобода вероисповедания повсюду, кроме Парижа и королевских замков, право организовывать свои отделения при судебных палатах. К тем 3 замкам, к-рые были получены после 4-й войны (Ла-Рошель, Ним и Монтобан), передавались еще 8 крепостей.

 

Король, вынужденный вопреки своим убеждениям пойти на уступки, получил фактическое разделение королевства и недовольство подданных: католики, униженные тем, что их заставили считаться с интересами презираемого ими меньшинства, объяснили успехи противников их сплоченностью и решили создать свою организацию. Религ. убеждения и патриотические чувства объединили французов в Католическую лигу (1576). Главным ее организатором стал Генрих Гиз. Лига выдвигала цель - объединение католиков для разрешения религ. и политических вопросов и восстановление единой католич. веры. На собрании Генеральных штатов в Блуа (1576-1577) во главе лиги встал кор. Генрих III. 1 янв. 1577 г. король объявил, что не признает никакой веры, кроме католич., что отменяло действие мирного эдикта, подписанного в Больё. 6-я религ. война длилась неск. месяцев (янв.-сент. 1577) и сопровождалась жестокими стычками и разбоем. Бержеракский мир 17 сент. и последовавший за ним эдикт в Пуатье восстановили в неск. суженном виде условия договора в Больё - Г. сохраняли за собой 8 крепостей в качестве залога исполнения мирного договора, устанавливались смешанные суды для решения дел, когда истец и ответчик принадлежали к разным конфессиям, распускались все политические организации (лиги и унии), несмотря на то, какую веру исповедовали их члены. По истечении 3-летнего срока действия мирного договора началась 7-я война (апр.-нояб. 1580).

 

В 1584 г., после неожиданной смерти герц. Франциска Анжуйского, брата кор. Генриха III, наследником короны стал 1-й принц крови Генрих Бурбон, король Наварры. Католическая лига (союз католич. городов во главе с Парижем) и кор. Испании Филипп II отказались признать эту кандидатуру, поддержав в янв. 1585 г. претензии на франц. престол кард. Карла Бурбона. В 1585 г. Католическая лига, возглавляемая Гизами, выделилась в особое правительство, под нажимом представителей лиги король вынужден был отменить все эдикты, выпущенные в пользу протестантов, и запретить отправление протестант. богослужения в королевстве (Немурский эдикт, июль 1585). Сразу же началась 8-я из религ. войн (1585-1589), т. н. война 3 Генрихов (Генриха III, Генриха Гиза и Генриха Наваррского). В битве при Кутра (20 окт. 1587) гугенотские войска Генриха Бурбона разбили католиков, но 24 нояб. Генриху Гизу удалось разгромить войска наемных нем. рейтаров, к-рые должны были соединиться с армией Г. Упоенный победами Генрих Гиз не скрывал своих претензий на франц. престол. Генрих III снова стал склоняться к Г., стараясь восстановить Генриха Наваррского против Гизов. Лигеры, собравшись в янв. 1588 г. в Нанси, обратились к королю с требованием уволить с общественных должностей всех тех, на кого они укажут, продать все имения еретиков и начать войну с Г.

 

9 мая 1588 г. герцог прибыл в Париж, где антигугенотская и антикоролевская агитация достигла апогея. Распространялись слухи, что Г. готовят Варфоломеевскую ночь для католиков. 12 мая на улицах Парижа стали строиться баррикады. Король бежал в Шартр и в таких условиях согласился на все требования: отдать в распоряжение лиги 6 городов, пустить в продажу имения протестантов, созвать Генеральные штаты. Он объявил принцев-еретиков лишенными прав на престол, соглашался начать войну, назначив Гиза главнокомандующим.

 

В окт. 1588 г. в Блуа собрались Генеральные штаты. Почти все депутаты были сторонниками лиги (среди депутатов не было ни одного Г.). Штаты единогласно постановили продолжать войну с протестантами. Убийство Гиза по приказу короля (23 дек. 1588) вызвало негодование французов. Париж объявил о неподчинении королю. 30 апр. 1589 г. в Плеси-ле-Тур Генрих III заключил союз с Генрихом Наваррским и предпринял совместную осаду Парижа. После смерти Генриха III (1 авг. 1589), убитого доминиканцем Жаком Клеманом, протестант Генрих Бурбон стал легальным наследником престола. Чтобы вступить на франц. престол, ему пришлось вести длительные военные действия против лиги для «завоевания и умиротворения королевства» (9-я религ. война, 1589-1598). 25 июля 1593 г. он отказался от протестант. веры и стал католиком. В 1595 г. отлучение от Церкви франц. кор. Генриха IV было снято папой Климентом VIII.

 

«Умиротворять» пришлось не только католиков. В 1595 г. на ассамблее Г., собравшейся в Фуа без разрешения монарха, был поставлен вопрос об избрании нового протектора протестант. церквей. Кроме того, национальный синод протестант. церквей в том же году принял решение о «единении протестантских церквей Франции с церквами Нидерландов всеми возможными средствами», что угрожало углублением раскола гос-ва. Серией эдиктов примирения (1594-1596) подтверждалось отправление католич. богослужений во всех городах, признавших власть Генриха IV, за исключением Тулузы и нек-рых городов Лангедока, в окрестностях к-рых разрешались протестант. богослужения. Стремясь установить мир и прекратить беспорядки, король просил о милосердии к протестантам. Для Г. актуальным оставался вопрос о свободе отправления богослужения повсеместно, без территориальных ограничений.

 

Подписание Нантского эдикта (13 апр. 1598) завершило религ. войны. Эдикт предоставил Г. особый статус - они уравнивались в гражданских правах с католиками и получали доступ к гос. должностям (при исполнении должностных обязанностей Г. разрешалось не присутствовать на религ. католич. церемониях). Для решения судебных тяжб с участием Г. при действующих парламентах создавались чрезвычайные палаты (палаты эдикта), чьи полномочия сводились к рассмотрению гражданских и криминальных дел и к контролю за исполнением эдикта. Новые палаты состояли наполовину из Г. Самой большой была палата эдикта при Парижском Парламенте: 1 президент из католиков и 16 советников (10 от католиков и 6 от Г.). Католичество оставалось гос. религией, но были подтверждены права Г. на свободу проповеди, школьного преподавания и богослужения. Реформатское богослужение по-прежнему было запрещено в Париже, во всех крупных городах и епископских резиденциях, но разрешалось там, где было введено ранее (2 места в каждом бальяже и сенешальстве в окрестностях городов, всего ок. 200 городов). Центрами Г. стали Шарантон, Сомюр, Монтобан, Седан (в Сомюре, Монтобане и Седане были основаны кальвинист. семинарии). Деятельность консисторий, коллоквиумов, провинциальных и национальных синодов разрешалась только с санкции короля. В отличие от выпущенных ранее мирных эдиктов дополнительным бреве предусматривалась материальная поддержка гугенотских министров (пасторов) - 45 тыс. экю ежегодно из доходов королевской казны. В основной части эдикта король разрешал Г. самим заботиться о вспомоществовании министров, кроме того, допускалась поддержка протестант. церквей частными лицами. Самой серьезной уступкой, сделанной Г., было сохранение за ними военных крепостей и городов на юге и юго-западе Франции. Кроме того, несмотря на запрет протестант. богослужений при королевском дворе, герцогам, пэрам, маркизам, графам, губернаторам, генеральным наместникам, маршалам и капитанам охраны короля разрешалось совершать протестант. богослужения в кругу семьи, без громкого пения псалмов. Однако подчеркивалось, что если король пребывает более 3 дней в местах, где разрешено отправление протестант. культа, то богослужение может быть совершено только после его отъезда.

 

После длительного противостояния Парижского парламента эдикт был зарегистрирован 25 февр. 1599 г. В сент. 1599 г. эдикт прошел регистрацию в Парламенте Гренобля, 12 янв. 1600 г. в Парламенте Дижона, а 19 янв.- Тулузы. В авг. 1600 г. эдикт утвердили Парламенты Экса (совр. Экс-ан-Прованс) и Рена, и только в 1609 г.- Парламент Руана. У Г. вызывали недовольство нарушения в реализации эдикта, они требовали ввести запрет на перекрещивание детей, осудить Сорбонну за отказ предоставлять Г. ученые степени, выступали против обязательного соблюдения католич. праздников и проч. Собрания Г. защищали свой статус посредников в отношениях между монархом и реформат. церквами: они претендовали на полномочия по контролю за соблюдением эдикта, за поступлением денег на поддержку министров и военных гарнизонов, призванных обеспечивать безопасность Г. Нантский эдикт не предусматривал деятельность ассамблей Г., Генрих IV рассматривал разрешение на проведение собраний как временную милость. Хотя после смерти Генриха IV (14 мая 1610) эдикт был подтвержден регентшей Марией Медичи и впосл. королями Людовиком XIII и Людовиком XIV, полностью он не был реализован. Прежде всего не выполнялись статьи о сохранении за Г. военных крепостей. В правление кард. Ришелье, к-рый видел в Г. источник оппозиции, после ряда успешных походов (1620-1628) была ликвидирована гугенотская республика на юге страны. Участие, принятое Г. в 1627 г. в нападении англичан с моря на побережье Франции, послужило для правительства сигналом к началу действий. К янв. 1628 г. была осаждена крепость Ла-Рошель, Ришелье руководил кампанией, и в окт. город капитулировал (ок. 15 тыс. жителей умерли от голода). В 1629 г. уничтожены последние очаги сопротивления Г. в горных районах Лангедока. «Эдиктом милости» в Але (совр. Алес) (1629) подтверждались гражданские и религ. права Г., но упразднялась их политическая организация, гугенотские крепости были возвращены франц. королю.

 

В 1665 г. началось новое наступление на права Г.: их побуждали перейти в католичество, новообращенным разрешалось не платить долгов их бывш. единоверцам, в течение 2 лет они освобождались от выплаты налогов. В 1677 г. открылась «касса обращения», каждому перешедшему в католич. веру Г. выплачивалась премия: дворянину до 3 тыс. ливров, простолюдину - 6 ливров. В 1681 г. было дано разрешение обращать в католичество детей в возрасте от 7 лет, и их стали силой отнимать от упорствовавших родителей. Г. запрещалось состоять на гос. службе, заниматься финансовой деятельностью, быть юристами, врачами, учителями. Г. разрешалось хоронить покойников втайне, только ночью. В 1684 г. в Беарне, Лангедоке, Пуату - местностях, где большинство населения составляли Г., разместили «миссионеров в сапогах», т. е. на постой поставили драгун, к-рым в домашней обстановке дозволялось всеми способами, вплоть до насилия и пыток, обращать жителей в католичество.

 

В окт. 1685 г. действие Нантского эдикта было отменено. К этому времени, по мнению Людовика XIV, «лучшая и большая часть наших подданных, принадлежащая к реформированной церкви, была вновь обращена в католическую веру», и, т. о., «служивший этой цели Нантский эдикт и все, что было принято в интересах реформированной религии, оказались бесполезными» (Édit portant révocation de l'édit de Nantes // Recueil général des anciennes lois françaises. Vol. 19. P. 530-534). По новому закону реформатская вера объявлялась нетерпимой во Франции. Все гугенотские пасторы должны были оставить королевство в течение 2 недель. Др. же лица, наоборот, не имели права выезда, за намерение или попытку выезда из страны ссылались на галеры (мужчины) или заключались в тюрьму и лишались имущества (женщины). Несмотря на запрет, результатом отмены Нантского эдикта стала массовая эмиграция (за 60-е гг. XVII в. ок. 400 тыс. протестантов) в Англию, Нидерланды (в Утрехте им предоставлялись права городских граждан и освобождение от налогов на 12 лет), Германию, Данию, Швецию, Юж. Африку и Америку. Франц. поселения были основаны в Нью-Йорке, Массачусетсе, Вирджинии и в Сев. и Юж. Каролине. В России по указу 1688 г., подписанному царями Петром Алексеевичем и Иоанном Алексеевичем, Г.-офицеры принимались на службу в рус. армию. В Англии кор. Карл II издал прокламацию (28 июля 1681), в к-рой предлагал Г. убежище и обещал предоставить им право натурализации и льготы в ведении торговых и промышленных дел. Эти обещания были впосл. подтверждены кор. Яковом I Стюартом.

 

Оставшиеся во Франции Г. перешли на нелегальное положение, совершали тайные богослужения, пасторы, захваченные при свершении обрядов, приговаривались к колесованию. В 1702 г. насильственные меры со стороны администрации и католич. духовенства против Г. после отмены Нантского эдикта и увеличение налогов ввиду войны за испан. наследство (1701-1714) стали причинами восстания камизаров в Лангедоке (Юж. Франция). Центром движения были Севенны, где Г. во главе с Ж. Кавалье, Роланом (Пьером Лапортом) и др. занимали деревни и города, жгли католич. церкви, дома духовенства, замки, отнимали у откупщиков и сборщиков собранные ими церковную десятину и налоги. Основными требованиями были свобода вероисповедания и отмена налогов. В 1703-1704 гг. восстание распространилось на области Виваре, Веле, Руэрг и Оранж. Папа Климент XI провозгласил крестовый поход против камизаров. В нач. 1703 г. в Лангедок были направлены королевские войска (во главе с маршалом Н. О. де Лабомом, маркизом Монревелем). Неудачи правительственных войск вынудили франц. правительство подписать в мае 1704 г. соглашение, по к-рому кальвинистам Лангедока была обещана свобода богослужения. Осенью 1704 г. основные силы восставших были разбиты, но усмирить восстание удалось лишь к весне 1705 г. путем уступок по налоговым вопросам. Вспышки восстания продолжались до 1715 г. (особенно сильно в 1709 в Севеннах и Виваре).

 

В нояб. 1787 г. кор. Людовик XVI издал эдикт веротерпимости, к-рым восстанавливались гражданские свободы Г., признавалась регистрация протестант. рождений, браков и смертей, а также запрещалось преследовать протестантов по причине их веры. При Наполеоне I Бонапарте Г. были уравнены в правах с католиками, протестант. церквам предоставлялись субсидии и устанавливался гос. контроль (закон 18 жерминаля X г. (1802)).

 

См. ст. Реформатская Церковь Франции.

 

 

Ист.: Protestantisme et libertés en France au XVIIe siècle: De l'édit de Nantes à sa révocation: 1598-1685 / Éd. C. Bergeal, A. Durrleman. Carrières-sous-Poissy, 2001.

 

 

Лит.: Лучицкий И. В. Гугенотская аристократия и буржуазия на юге после Варфоломеевской ночи (до Булонского мира). СПб., 1870; он же. Католическая лига и кальвинисты во Франции. К., 1877. Т. 1; Naef H. «Huguenot», ou le Procès d'un mot // Bibliothèque d'humanisme et Renaissance. 1950. Vol. 12. P. 208-227; Anquez L. Histoire des assemblées politiques des Réformés de France: 1573-1622. Gen., 1970r; Turchetti M. «Concorde ou tolérance?» de 1562 à 1598 // RH. 1986. Vol. 274. P. 341-345; Pernot M. Les guerres de religion en France: 1559-1598. P., 1987; Crouzet D. Les guerriers de Dieu: La violence au temps des troubles de religion, vers 1525 - vers 1610. Seyssel, 1990. 2 vol.; idem. La genèse de la Réforme française, 1520-1560. P., 1996; idem. La nuit de la St.-Barthélemy: Un réve perdu de la Renaissance. P., 19992; Benedict Ph. The Huguenot Population of France, 1600-1685: The demographic Fate and Customs of a religious Minority. Phil., 1991; Richet D. Aspects socio-culturels des conflits religieux à Paris dans la seconde moitié du XVIe siècle // Idem. De la Réforme à la Révoltion: Études sur la France moderne. P., 1991. P. 15-51; Holt M. P. The French Wars of Religion, 1562-1629. Camb., 1995; Coexister dans l'intolérance: L'édit de Nantes, 1598 / Éd. M. Grandjean, B. Roussel. Gen., 1998; Bost H. Ces Messieurs de la R. P. R.: Histoires et écritures de huguenots, XVIIe-XVIIIe siècles. P., 2001; La Diaspora des Huguenots: Les réfugiés protestants de France et leur dispersion dans le monde (XVIe-XVIIIe siècles) / Éd. E. Birnstiel, C. Bernat. P., 2001; Society and Culture in the Huguenot World: 1559-1685 / Ed. R. A. Mentzer, A. Spicer. Camb., 2002; Yardeni M. Le refuge huguenot: Assimilation et culture. P., 2002; Margolf D. Cl. Religion and Royal Justice in Early Modern France: The Paris Chambre de l'Edit, 1598-1665. Kirksville (Mo.), 2003; Luria K. P. Sacred Boundaries: Religious Coexistence and Conflict in Early-Modern France. Wash., 2005; Плешкова С. Л. Франция XVI - нач. XVII в.: Королевский галликанизм: (Церк. политика монархии и формирование офиц. идеологии). М., 2005. С. 180-253.

 

Алтухова Н.И. Гугеноты // Православная энциклопедия

 

http://www.pravenc.ru/text/168241.html

Ответить

Фотография Ученый Ученый 20.10 2021

Официальная концепция «единой страны, единого короля, единой веры» закрепилась в сознании французов. Но одновременно, в 20-30-е годы XVI в. в Орлеане и Бурксе сложилась юридическая школа, где на основе изучения римского права, античной литературы разрабатывались вопросы об ограничении принципа «господин изъят из действия закона», о подчинении власти государя народу, который передал ему эту власть. Эти идеи восприняли и использовали в своих трудах Ж. Кальвин и другие юристы-протестанты [10].

Ещё более радикальные идеи представляет популярный во второй половине XVI в. трактат Э. Ла Боэси «Рассуждения о добровольном рабстве» [6]. В нем заключается отрицание неограниченной монархии, призыв к борьбе с тиранами, преклонение перед республиканизмом, духом свободы. Радикальное крыло протестантов в трудах монархоманов развило тираноборческие идеи.

 

В таких условиях Франция стала родиной самого радикального направления европейской Реформации XVI века — кальвинизма. Распространение протестантизма и радикализм кальвинизма способствовали крайней политизации французского общества. Но протестантизм не стал основой образования национальной церкви, как в ряде европейских государств, не стал дальнейшим стимулом развития национального самосознания и национального самоопределения Франции.

 

Исторические обстоятельства XV — начала XVI вв. сделали короля олицетворением единства страны и её независимости, а французскую церковь — галликанской, ограниченной от вмешательства римского папства. Поэтому различные направления французской Реформации сближаются с политическими и социальными движениями, которые возникали во Франции в условиях разложения феодальных структур, генезиса капитализма.

 

К середине XVI века центром пересечения недовольства различных социальных групп, сословий стало абсолютистское государство. Объединила же разнородные, иногда даже антагонистические, силы протестантская церковь. Французские протестанты, оказавшись на положении диссидентов, политизировались и возглавили антиабсолютистское движение. Само название французских протестантов «гугенот», восходящее к западно-швейцарскому «eidguenots» — «сотоварищ», а во французском языке его синонимом стало слово «безбожник», указывает на то, что с самого начала оно было наполнено политическим содержанием.

 

Французские протестанты поставили перед обществом такие проблемы, как характер политической власти, форма государственного правления, право на свободу совести, право борьбы за социальные права. Программа реформ была, в основном, разработана Ж. Кальвином и также лидерами гугенотского блока в 1560-1561 гг. Она предполагала повышение роли представительных учреждений и прежде всего Генеральных штатов, контроль за финансовой деятельностью правительства, ликвидацию и распродажу церковного имущества, свободу вероисповедания.

По-своему они предполагали решение вопроса соотношения власти в центре и на местах, разрешение конфликта создаваемой бюрократической машины и местного своеобразия, основанного на длительной исторической традиции, различии социально-экономического, правового строя отдельных регионов.

 

Королевский двор Карла IX (1560-1574), политику которого определяла прежде всего королева-мать Екатерина Медичи, оказался не способен к проведению радикальных социально-политических реформ, и пошел по пути усиления репрессий, соединяя их с политикой лавирования между разными религиозно-политическими лагерями.

 

Став на такой путь, абсолютизм должен был иметь мощную социальную базу, но социальная динамика, присущая эпохе раннего абсолютизма, который хронологически совпадает с процессами разложения феодальных структур, генезиса капитализма, не позволяла этого. И протестантская оппозиция, гугенотское движение, стала основой для волны социального движения в 1560-1562 гг. — крестьянских движений и иконоборчества в городах, и также привела к началу длительной борьбы за власть и гражданским войнам 1562-1598 гг.

 

Смена династий, приход к власти Генриха IV Бурбона положили начало серии реформ, которые позволили решить проблемы, поставленные французской Реформацией, определив направление в развитии политической формы французского государственного устройства: сочетание сепаратизма и централизации, традиции частноправовой и публично-правовой политической власти, ее судебные и административные формы, сословно-представительные и бюрократические методы управления, государственной религии и церкви и свободы вероисповедания. Этим закладывались основы для новых этапов развития единого национального французского государства.

 

Французский протестантизм (mydocx.ru)

Ответить