←  История древнего мира

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Священные быки Древнего Египта: Апис, Мнев...

Фотография Darius Darius 13.01 2022

Скотоводство занимало важное место в хозяйственно-экономической жизни Древнего Египта задолго до объединения и уже в глубокой древности началось обожествление его отдельных представителей. Почитание быков и коров, по большей части, встречается в дельте Нила, т.е Нижнем Египте, всегда славившемся своими пастбищами. Наибольшую известность, начиная со времени I династии получил культ быка Аписа, ставшего одним из божеств Мемфиса.

В мемфисском подземном некрополе Аписов - Серапеуме, описанном Страбоном и обнаруженном в XIX веке французским египтологом Огюстом Мариетом, находилось 64 погребения быков в огромных саркофагах. На специальных стелах были указаны даты рождения, "вступления в должность" и смерти быка с точностью до одного дня царствования того или иного фараона. Именно эти стелы с высеченными датами позволили развенчать предание о том, что срок жизни божественных бычков не превышал 25 лет, после достижения которых их топили.

Древнейшие погребения Аписов в мемфисском Серапеуме относятся ко времени Аменхотепа III. Живого Аписа содержали в Апейоне, описанном Геродотом и, видимо, воздвигнутом в период Саисской династии. Отец истории писал в книге "Евтерпа": Став царем над всем Егип­том, Псам­ме­тих воз­двиг южные пред­две­рия свя­ти­ли­ща Гефе­ста в Мем­фи­се, а для Апи­са — двор про­тив пред­две­рий, где дер­жат [это свя­щен­ное живот­ное], когда оно появит­ся. Двор этот окру­жен со всех сто­рон колон­на­дой с рельеф­ны­ми фигу­ра­ми. Вме­сто стол­бов опо­ра­ми дво­ра слу­жат колос­саль­ные ста­туи 12 лок­тей высотой.

 

Бычок, которому предстояло стать Аписом, должен был отвечать жестким критериям, что не удивительно, т.к он связывался с мемфисским богом Пта, являясь его душой и оракулом. Согласно Геродоту "... Апис дол­жен про­ис­хо­дить от коро­вы, кото­рая после оте­ла уже нико­гда не смо­жет иметь дру­го­го телен­ка. По сло­вам егип­тян, на эту коро­ву с неба нис­хо­дит луч све­та и от него-то она рож­да­ет Апи­са. А теле­нок этот, назы­вае­мый Апи­сом, име­ет вот какие при­зна­ки: он чер­ный, на лбу у него белый четы­рех­уголь­ник, на спине изо­бра­же­ние орла, на хво­сте двой­ные воло­сы, а под язы­ком — изо­бра­же­ние жука". После смерти бык превращался в Осириса-Аписа и, как и умершие люди, подвергался мумификации.

Культ Аписа был общеегипетским и признавался даже персидским царем Дарием I, хотя у Геродота мы находим упоминание о том, что при захвате Египта войсками персидского царя Камбиза II подобного пиетета к священному животному у завоевателя еще не было: "Когда жре­цы при­ве­ли Апи­са, Кам­бис как безум­ный выхва­тил кин­жал и, желая уда­рить живот­ное в брю­хо, рас­сек ему толь­ко бед­ро. Тут он рас­сме­ял­ся и ска­зал жре­цам: «Жал­кие вы людиш­ки! Раз­ве это боги с кро­вью и пло­тью и уяз­ви­мые желе­зом? Тако­го бога егип­тяне, конеч­но, вполне достой­ны. Но вам-то уж не при­дет­ся боль­ше без­на­ка­зан­но изде­вать­ся надо мной!». С эти­ми сло­ва­ми он при­ка­зал пала­чам биче­вать жре­цов и хва­тать и уби­вать вся­ко­го егип­тя­ни­на, справ­ля­ю­ще­го празд­ник. Так-то кон­чи­лось это празд­не­ство у егип­тян. Жре­цов биче­ва­ли, Апис же, пора­жен­ный в бед­ро, умер, лежа в хра­ме. После его кон­чи­ны от раны жре­цы тай­но, чтобы Кам­бис не узнал об этом, пре­да­ли Апи­са погре­бе­нию".

Сейчас уже известно, что отец истории ошибался и его рас­сказ об уби­е­нии Апи­са Кам­би­сом подтверждения не находит . На обнаруженном саркофаге Апи­са, датируемом 524 г. (Кам­бис правил в 530-522 гг до н.э, Мемфис пал под ударами персов в 525г до н.э и, соответственно, он мог "убить" только этого бычка) над­пись, свиде­тель­ст­ву­ю­щая о тор­же­ст­вен­ном офи­ци­аль­ном (а не тай­ном) погре­бе­нии Апи­са, гла­сит: «Кам­бис, царь Верх­не­го и Ниж­не­го Егип­та, посвя­тил боль­шой сар­ко­фаг сво­е­му отцу Оси­ри­су». Ошибка ли это Геродота или свидетельство позднего раскаяния владыки персов, но история имела продолжение, когда он боролся с магами, бросившими ему вызов уже в Персии:

"А когда царь вска­ки­вал на коня, отпал нако­неч­ник ножен его меча и обна­жен­ный меч рас­сек ему бед­ро. Рана была в том самом месте, куда он преж­де сам пора­зил еги­пет­ско­го бога Апи­са"...

Апис не был единственным обожествленным быком. В Гелиополе поклонялись черному быку Мневису, который, подобно Апису, содержался в особом помещении и чье тело после смерти мумифицировалось. Обнаружены заупокойные скарабеи, заменявшие сердце Мневисов, с формулой, идентичной той, которая применялась на скарабеях при мумификации людей. Священный бык Гелиополя являлся оракулом Ра и его воплощением на земле. В Гермонте обожествлялся Бухис, бык черно-белой масти, которого связывали с богом Монту. Близ города был специальный некрополь этих быков - Бухеум.

Известен также культ быка в Кинополе. Кроме того, на уникальном изображении времен XXI династии в гробнице жреца Амона Неспнефхора в Фивах, жрец и его супруга возлагают дары на три жертвенника, установленных перед коровами, чьи головы увенчаны коронами. Это поклонение священному животному Исиды, сестры и жены Осириса, носило также массовый характер, но культ этой богини заслуживает особого внимания.

Ответить

Фотография Стефан Стефан 16.01 2022

Быки и коровы

 

Культ быка связан прежде всего с тем, что это животное использовалось при сельскохозяйственных работах: на быках пахали. Поэтому бык считался олицетворением плодородия, и естественным образом почитание тех богов плодородия, которые имели господствующее значение в данной области, сливалось с культом быков. Коровы также почитались как подательницы пищи; кроме того, их культ был связан с культами Исиды и Хатхор (Геродот. II. 41 – прилож. 11-В) и с представлениями о небе как о Небесной Корове.

 

Наиболее почитаемым быком был Апис (греч.; египетск. Хапи; илл. 161) – Ка мемфисского Птаха, олицетворение плодородия и Ба Хапи-Нила и Осириса как богов возрождающейся природы. Считалось, что Апис оплодотворяет Небесную Корову, и от него она рождает золотого телёнка – солнечный диск. После смерти Аписа его Ба воссоединяется с Ба Осириса. {159}

 

Апис и корова, его родившая, жили при храме Птаха в Мемфисе; там же существовал оракул, жрецы которого строили свои предсказания на поведении животного. Ритуальный бег Аписа, как считалось, приносил плодородие и достаток (сравн. ритуальный бег фараона на празднике Хеб-сед).

 

Умерших Аписов бальзамировали, мумии укладывали в саркофаги, которые затем устанавливали в подземных галереях Мемфисского некрополя на западном берегу Нила. В саркофаг клали различные украшения и амулеты.

 

После погребения Аписа жрецы приступали к поискам нового быка, годного для того, чтоб он стал Аписом. Для этого животное должно было иметь ряд особых примет. Некоторые из этих примет упоминает Геродот: «Этот Апис, или Эпаф, должен происходить от коровы, которая после отёла уже никогда не сможет иметь другого телёнка. По словам египтян, на эту корову с неба нисходит луч света, и от него-то она рождает Аписа. А телёнок этот, называемый Аписом, имеет вот какие признаки: он чёрный, на лбу у него белый четырёхугольник163, на спине изображение орла, на хвосте двойные волосы, а под языком – изображение жука» (Геродот. III. 28). Всего Апис должен был удовлетворять 29 признакам. В течение всего времени поисков нового священного быка (60 дней) жрецы соблюдали пост. Когда поиски заканчивались, нового Аписа торжественно везли по Нилу в Мемфис, в храм Птаха, а жители выходили на берег и приветствовали священного быка.

 

Широко было распространено почитание солнечного быка Мневиса (греч.; египетск. Немур). Мневис считался «душой» Ка гелиопольского Ра и «живым воплощением» бога Солнца. Бык Бухис, или Бакис (греч.; египетск. Бха) считался Ба Монту в Гермонте и связывался также с культом Осириса. Бухис был чёрным (правда, предполагалось, что цвет шерсти у него меняется каждый час, в зависимости от фазы суточного пути Солнца) и изображался с солнечным диском между рогов. Обожествлены были также белый Бык Мина, Бык Маат и Бык Небес (сын и супруг Нут – Небесной Коровы, оплодотворяющий её).

 

 

163 Геродот ошибается: белое пятно на лбу Аписа должно быть треугольным. {160}

 

Рак И.В. Египетская мифология. М.: Терра – Книжный клуб, 2004. С. 159–160.

Ответить