←  Советская Россия

Исторический форум: история России, всемирная история

»

Картины советских художников

Фотография Ученый Ученый 10.06 2024

Отличительные черты живописи советского периода

 

Живопись советского периода остается привлекательной и спустя много лет. Такие работы нравятся коллекционерам, их приобретают ведущие музеи мира, ходят смотреть в галереи тысячи людей.

 

Эксперты объясняют феномен советской живописи, которая была создана в период 1917-1991 г.г., наличием негласных правил, согласно которых все работы художников того периода были обязаны отражать ряд следующих принципов:

  1. Народность. Во времена Союза художники должны были изображать большевиков, крестьян, военнослужащих, рабочих.
  2. Идейность. Этот принцип был заложен в основу картин, которые изображали бытовые условия простых граждан, их героические поступки и стремление к обновленной жизни.
  3. Конкретность. Все художественные изображения четко и без лишнего «тумана» должны были показывать правильность исторического развития советского общества.

Общая специфика живописной школы времен СССР базировалась на формировании и развитии нового художественного направления — советского реализма.

 

 

 
Ответить

Фотография Ученый Ученый 10.06 2024

Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912 г.

 

Bathing_the_Red_Horse_P1060789.JPG

Ответить

Фотография Ученый Ученый 11.06 2024

В 1912 году на выставке «Мира искусства» экспонируется полотно «Купание красного коня» (1912), шедевр Петрова-Водкина и, как показало будущее, одно из эпиграфических произведений своей эпохи. Поместив полотно на центральной стене, организаторы выставки подчеркнули декларативный характер произведения Петрова-Водкина. «Оно, — писал позднее о «Купании красного коня» критик Всеволод Дмитриев, — показалось пламенем высоко поднятого знамени, вокруг которого можно сплотиться, показалось первым ударом близкого к искусству перелома…». Уже вступили на арену творческих битв эпатирующие публику «Бубновый валет», «Союз молодежи» и «Ослиный хвост». Недавний законодатель вкусов, обновленный «Мир искусства», стремясь сохранить лидерство, привлекал в свои ряды молодежь: Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Марк Шагал и, наконец, Кузьма Петров-Водкин. Его «Купание красного коня» было воспринято как откровение. Художник органично соединил множество традиций, выразил смысл в новых формах, где классицизм органично уживался с формальным экспериментом, а символизм образов не противоречил глубокой содержательности. Столь же органично в его произведении соединились жизненные впечатления и монументальность пластического решения. 

 

«Купание красного коня» — это картина-аллегория, живописная притча. К подобному решению художник пришел не сразу. Сохранившиеся рисунки, эскизы и фотография первого варианта (всего их, как утверждал автор, было три) полотна свидетельствуют о том, что в основе были непосредственные впечатления от сцены купания коней на Волге в Хвалынске. Петрову-Водкину позировали двоюродный брат Шура и конь Мальчик, но это едва ли возможно почувствовать в окончательном варианте картины. Постепенно художник все более удаляется от конкретности. При этом он умело вписывает отдельные бытовые детали в контекст эпического повествования. Увиденная сцена переплавляется в действо, особенности которого указывают на вневременность происходящего, напоминая одновременно икону с образом Святого Георгия и фрески Доменико Гирландайо. В застывшей динамике композиции, которую «взрывает» окрашенная яркой киноварью фигура коня, заключен выразительный диссонанс, рождающий чувство тревоги и смутных предчувствий. «Скрытый сюжет» — это выражение Петрова-Водкина — заставляет зрителя соучаствовать в создании образа. Много позже современники, да и сам художник, подчеркивали пророческий характер образа, как предвидение войны и революции. Вспомним, что в 1912–1913 годах Павел Филонов напишет своего всадника на красном коне («Россия после 1905 года»), Василий Кандинский — «Святого Георгия» (1911), и скачущий всадник станет символом целого движения.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 12.06 2024

Илья Глазунов. Вечная Россия.

 

kartina-ili-glazunova-sto-vekov-scaled.j

Ответить

Фотография stan4420 stan4420 12.06 2024

«Бубновый валет», «Союз молодежи» и «Ослиный хвост»

объединения художников, образованные в 1909-11 годах

вальты - авангардисты

Ответить

Фотография Ученый Ученый 12.06 2024

 

«Бубновый валет», «Союз молодежи» и «Ослиный хвост»

объединения художников, образованные в 1909-11 годах

вальты - авангардисты

 

Художественная ценность картины Купание красного коня заключается в том, что она объединяет традиции иконописи, новации модернистской живописи, и к тому же является аллегорией революции и ГВ. Написана эта картина до революции, но ее эстетика предвосхищает образы героев-красноармейцев.


Сообщение отредактировал Ученый: 12.06.2024 - 23:33 PM
Ответить

Фотография Ученый Ученый 14.06 2024

Аркадий Рылов. В голубом просторе. 1918 г.

 

Rylov_Blue_Expanse.jpg

Ответить

Фотография Ученый Ученый 16.06 2024

Ученик и преданный друг А.И. Куинджи, пейзажист и анималист, академик живописи, А.А. Рылов приобрел к 1917 году широкую известность, а его творчество было чрезвычайно востребовано на художественном рынке. Постоянно получая заказы на небольшие пейзажи «с водой», чайками, березами и «бурными днями», которые раскупались «на корню», Рылов дневное время отдавал работе, а по вечерам посещал концерты. Немногие свободные часы «во время всех тревог, волнений войны и революции… сумятицы, бестолковщины и разрухи» художник проводил в Эрмитаже, словно прощаясь с ним. Созданное в 1918 году полотно «В голубом просторе» было с успехом показано на 1-й Государственной свободной выставке произведений искусства в Петрограде в 1919 году. Критик А.А. Фёдоров-Давыдов писал, что в этой картине Рылов выразил «ощущение вырвавшейся на свободу жизни», «свое личное жизнерадостное состояние» – как и состояние многих своих собратьев по искусству, «потому, что естественные для 1917 года переживания тревоги, напряженности, ожидания и нервозности разрешились как бы вздохом облегчения». Дальнейшая судьба этой, в сущности, камерной картины, написанной под влиянием скандинавского модерна и Николая Рериха, парадоксальна. Отсутствие шедевров, вдохновленных большевистским переворотом, ставило советских историков искусства в неловкое положение, и картина Рылова оказалась единственным произведением, которое можно было, пусть с натяжкой, представить как отклик (причем позитивный) на Октябрьскую революцию. Других работ, созданных в 1917–1919 годах, просто не существовало – все революционные картины появились после 1920 года. «В голубом просторе» традиционно начинала экспозицию советского искусства Третьяковской галереи, но, тем не менее, эта картина создавалась вовсе не как гимн революции.
 
Во время поездки на Каму в 1911 году Рылов увидел прекрасных белых птиц и загорелся желанием написать их. «Несколько лет я держал втайне идею картины летящих лебедей... Громадные птицы парящим полетом снизились к самой воде и, сравнительно легко врезавшись в гладь речную, поплыли к нам», – вспоминал художник. Самих лебедей он писал, используя большое чучело, найденное в мастерской чучельника. С его помощью мастер изображал разные ракурсы полета птиц, соединяя эту работу со своими натурными впечатлениями.
Ответить

Фотография Ученый Ученый 17.06 2024

Соколов-Скаля. Таманский поход. 1928 г.

 

DYGgRLQkFS0.jpg?size=1200x773&quality=96

Ответить

Фотография Ученый Ученый 18.06 2024

Первой серьезной работой Соколова-Скали стала картина «Таманский поход», написанная им в 1928 году и посвященная сюжету известного романа А. Серафимовича «Железный поток». Главным действующим лицом на картине был изображен народ, поднявшийся на защиту завоеваний Октября. Таманская армия, составлявшая первоначально 6800 штыков, 500 сабель, 20 пулеметов и два орудия, в ходе наступления Деникина на Екатеринодар, оказалась отрезана от своих. Без патронов, снарядов и продовольствия, с многочисленными беженцами, преследуемая войсками Добровольческой армии, Таманская армия шла вперед на соединение со своими. Беспримерный поход через Новороссийск до Туапсе, а оттуда на Кубань, завершился спустя месяц после начала — 20 сентября 1918 года. Полотно «Таманский поход» стало одной из первых сюжетных многофигурных композиций в отечественном искусстве среди распространенного в те годы этюдного отображения действительности.

Ответить

Фотография Ученый Ученый 19.06 2024

Бродский. Ленин в Смольном.

 

Brodski_lenin.jpg

Ответить

Фотография Ученый Ученый 19.06 2024

Исаак Бродский много работал над образом Ленина. Основываясь на зарисовках и фотодокументах, он создал картины — «В.И. Ленин на фоне Кремля», «В.И. Ленин на фоне Смольного», «В.И. Ленин на фоне Волховстроя», «Выступление В.И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода» (за неё художник был удостоен Гран-при на Всемирной выставке в Париже), и многие другие.

 

Картина «Ленин в Смольном» стала завершающей работой серии «Лениниана» и была написана в 1930 г. к 60-летию со дня рождения В.И. Ленина. Здесь Бродский отошел от традиционной трактовки образа вождя.

 

Художника часто критиковали за «добросовестную и холодную протокольность». Здесь же Бродский поэтизировал образ вождя, придав личности лирический облик. Публика отказалась принять предложенное художником человеческое измерение личности вождя. «Ленин показан не как вождь пролетариата. Такая спокойная обстановка и поза отдыхающего человека оторвала Владимира Ильича от той борьбы, которую он вел в эти дни», — писал несогласный с образом вождя комсомолец.

 

«Художник Бродский не показал, что Ленин — вождь, так как он показал его в обывательской обстановке», – возмущался беспартийный учащийся рабочего факультета.

 

Тем не менее, картина со временем стала хрестоматийной, знакомой многим поколениям советских граждан с детских лет.


Сообщение отредактировал Ученый: 19.06.2024 - 14:11 PM
Ответить

Фотография Ученый Ученый Вчера, 13:30 PM

Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна). 1920 г.

 

a56ee3f8fa330baccb166e4790b8b356_x1.jpg

Ответить