БАКСТ Лев Самойлович      БАКСТ Лев Самойлович (Самуилович; наст. фам. и имя Розенберг Лейб-Хаим Израилевич) [27 апреля (9 мая) 1866, Гродно — 27 декабря 1924, Париж], российский художник, один из лидеров искусства модерна, выдающийся мастер сценографии.
      Родился в семье раввина. Воспитывался в Петербурге дедом и бабушкой по матери, поэтому впоследствии и взял их фамилию (Бакстер) в качестве основы псевдонима, подписывая им (с 1889) свои работы. В 1883 поступил по совету М. М. Антокольского вольнослушателем в Академию художеств, где учился до 1887.
      В 1890 изучал технику акварели в мастерской Альберта Н. Бенуа, попутно познакомившись с его братом Александром Н. Бенуа и его окружением. Путешествовал по ряду стран Европы (1891), в 1893-1899 брал уроки в частных академиях Парижа. Был одним из основателей общества «Мир искусства » (1891). Первоначально писал в духе передвижников (жанровые сценки, еврейские типажи, религиозные композиции). В 1890-93 делал репортерские наброски для журналов «Художник» и «Петербургская жизнь». Его характерный стиль, — изысканно-графичный, полный острого чувства театральной (то забавной, то зловещей) ирреальности окружающего бытия — сформировался в процессе оформления журналов «Мир искусства» (1898-1904), «Ежегодника Императорских театров», «Художественные сокровища России», «Весы » и др., а также в дизайне книг («Снежная маска» А. А. Блока, 1907; и др.).
      Работая в самых различных техниках, — легким мазком, гибкими, экспрессивными линиями, то блеклыми, то, напротив, яркими, контрастными тонами, — проявил себя и как замечательный живописец, в том числе как мастер портрета. К числу самых известных его портретных картин принадлежат «В. В. Розанов» (1901), — с философом, замершим в задумчивости с фигуркой Изиды в руке, — и «С. П. Дягилев с няней» (1906), — этот, наиболее известный из портретов великого антерпренера, изображает его крайне напористым и энергичным, остановившимся как бы лишь на мгновение, вдали же сидит его старая няня, словно олицетворяющая уходящую усадебную Россию, столь милую сердцу «мирискусников».
      Побывав в 1907 вместе с В. А. Серовым в Греции (путевые записки об этом «Серов и я в Греции» вышли в 1923 отдельной книжкой), создал ряд средиземноморских пейзажей, а также панно «Древний ужас» («Terror Antiquus», 1908). Архаическая статуя Аполлона, возвышающаяся здесь на фоне грозовой горной панорамы, олицетворяет античность в ее пугающем, дионисийски-«ницшеанском» облике. Панно имело большой успех: в частности, поэт Вячеслав И. Иванов посвятил ему специальное эссе, вошедшее в его книгу «По звездам» (1909).
      Органичней всего его талант проявился в сценографии. С 1902 Бакст работал для Эрмитажного и Александринского театров. Ближайший сподвижник Дягилева, в 1911 он был художественным директором его знаменитых «Русских сезонов». В 1911-1913 принимал также участие в постановках И. Л. Рубинштейн и А. П. Павловой. Бакстовские эскизы (в «Русских сезонах» балетов «Клеопатра» А. С. Аренского (1909), «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (1910) и др.) выражали образную суть спектакля в феерических, экзотически-сказочных зрелищах; романтическая традиция «живописного театра» достигла здесь своих вершин.
      К тому же это был декор воистину «балетмейстерский»: уделяя особое внимание костюмам (и придавая им, с одной стороны, раскованную легкость античных одежд, а с другой — пышную восточную роскошь), Бакст активно способствовал модернизации балетного танца в сторону «ритмики свободного тела», преодолевающего условность прежних канонических движений и поз.
      С 1910 жил в основном в Париже. Рассорившись в 1917 с Дягилевым, несколько лет работал самостоятельно, а в 1921, возобновив свою старую дружбу, оформил для него балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского, последнюю свою крупную постановку, которую многие считают лучшим его театральным проектом. Под впечатлением этого спектакля финансист Д. Ротшильд заказал ему для своего особняка в Лондоне цикл панно на тот же сюжет (семья Ротшильдов выступает в этих панно в качестве героев сказки).
      Оказал своими театральными работами (Бакст к тому же активно выступал и с лекциями о современном искусстве и костюме) огромное влияние на поиски тогдашних западных модельеров. В высокой моде сложилось даже понятие особого «стиля Бакста» — стиля манерно-грациозного, с обязательным оттенком «таинственного Востока».

М.Н. Соколов



   назад