ГЕРАСИМОВ Сергей Апполинарьевич      ГЕРАСИМОВ Сергей Апполинарьевич (1906-1985), русский кинорежиссер, сценарист, актер. Народный артист СССР (1948). Родился 8 (21) мая 1906 в с. Кундравы (ныне Челябинская обл.). В 1923-1925 учился в Ленинградском художественном училище. В 1928 окончил Ленинградский институт сценических искусств.
      С 1924 начал работать в кино, сначала как актер (Чертово колесо, Шинель, Новый Вавилон), а затем как ассистент режиссера "Фабрики эксцентрического актера" (ФЭКС), созданной Г.Козинцевым и Л.Траубергом. В начале 1930-х годов снимался в фильмах Ф.Эрмлера (Обломок империи) и В.Пудовкина (Дезертир). С 1930 — режиссер ленинградской киностудии "Совкино" (впоследствии — "Ленфильм"). Первым крупным успехом в режиссерской карьере Герасимова стал фильм о молодых покорителях Крайнего Севера — Семеро смелых. Принцип сочетания приключенческой интриги и патриотического пафоса был столь же успешно реализован в картине Комсомольск. Незаурядный талант и высокая режиссерская культура были подтверждены экранизацией драмы Лермонтова Маскарад (1941).
      Во время войны Герасимов снимал сюжеты для военно-патриотических киносборников, хроникальные фильмы, в 1944-1946 руководил ЦСДФ. После войны стал активно заниматься педагогической деятельностью, на базе своей мастерской во ВГИКе создал блестящий ансамбль молодых актеров, разделивших с ним успех фильма Молодая гвардия по книге А.Фадеева. Несмотря на то, что первоначальный вариант романа и сценария фильма подвергся серьезной критике высшего партийного руководства (за якобы недооцененную роль партии в организации антифашистского подполья), фильм в конечном итоге был удостоен Государственной премии СССР.
      В 1957-1958 Герасимов вновь выступил в жанре драматической киноэпопеи, экранизировав роман М.Шолохова Тихий Дон (Главный приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1958). Благодаря точному выбору исполнителей на главные роли (П.Глебов, Э.Быстрицкая, Л.Хитяева и др.) и скрупулезному изучению особенностей казачьего быта картина, при всех ее идеологических упрощениях и сглаживаниях "острых углов", производила впечатление масштабной реалистической кинофрески. Особо было отмечено ее цветовое решение (премия МКФ в Брюсселе, 1958).
      В 1960-х годах Герасимов перешел к фильмам на современную тему, сознательно вводя в сюжеты своих картин (Журналист, У озера, Любить человека) социально-публицистические интонации. Сохраняя известную склонность к дидактике, режиссер, тем не менее, стремился выводить проблематику своих картин на "общечеловеческий" уровень (экология, гражданская и моральная ответственность, преемственность поколений). Став одним из самых авторитетных деятелей советского кинематографа, он не отказался от традиции снимать в своих фильмах студенческую молодежь, начинающих и непризнанных исполнителей, неоднократно выступал художественным руководителем в постановках молодых режиссеров на киностудии им. Горького. На основе дипломного спектакля своей актерской мастерской во ВГИКе в 1976 им был поставлен телефильм Красное и черное по одноименному роману Стендаля.
      В конце 1970-х годов Герасимов обратился к историческому материалу, поставив дилогию о молодых годах Петра I (по мотивам романа А.Толстого). Итогом творческой биографии Герасимова стал фильм о Л.Толстом, где режиссер сыграл и главную роль (Главный приз МКФ в Карловых Варах, 1984). Был женат на актрисе Т.Макаровой, постоянно снимавшейся в его фильмах.
      Умер Герасимов в Москве 28 ноября 1985.

материал взят из Энциклопедии «Кругозор»



   назад