ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович      ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович (1840-68), русский публицист и литературный критик. С нач. 1860-х гг. ведущий сотрудник журнала «Русское слово». В 1862-66 заключен в Петропавловскую крепость за антиправительственный памфлет. В нач. 1860-х гг. выдвинул идею достижения социализма через индустриальное развитие страны («теория реализма»). Пропагандировал развитие естествознания, которое считал средством просвещения и производительной силой. Высоко оценивал роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?», творчество И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского. С нигилистической позиции отрицал значение творчества А. С. Пушкина для современности. Главные труды: «Очерки из истории труда», «Базаров», «Реалисты», «Разрушение эстетики», «Генрих Гейне».
      Писарев Дмитрий Иванович [2(14).10.1840, с. Знаменское, ныне Липецкой области, — 4(16).7.1868, Дуббельн, ныне часть г. Юрмала Латвийской ССР, похоронен в Петербурге], русский публицист и литературный критик, философ-материалист, революционный демократ. Родился в дворянской семье. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1861). В 1859 вёл библиографический отдел в журнале "Рассвет"; в 1861—66 ведущий критик и идейный руководитель журнала "Русское слово". За нелегальную статью, содержавшую призыв к свержению самодержавия, с июля 1862 по ноябрь 1866 отбывал заключение в Петропавловской крепости, где написал более половины своих сочинений. В 1867—68 сотрудничал в журнале "Дело" и "Отечественные записки".
      Мировоззрение Писарева Дмитрия Ивановича складывалось в обстановке революционной ситуации 1859—61, расцвет его творчества совпал с годами реакции. Разделяя политическую программу и многие теоретические установки Н. Г. Чернышевского, Писарев Дмитрий Иванович по иному решал некоторые вопросы. В 1861—62 он развивал преимущественно критическую сторону революционной идеологии (отрицание существующего строя, острая критика деспотизма, крепостничества и либерализма, ниспровержение авторитетов и др.). С 1863 выступил с положительной программой, отразившей поиски новых путей демократического движения в условиях крушения надежд на немедленную народную революцию.
      В философии Писарев Дмитрий Иванович был сторонником естественнонаучного материализма. Он боролся против идеализма и религии, которую считал "... вредным тормозом умственного и общественного движения..." (Полн. собр. соч., т. 5, СПБ, 1904, с. 359). Писарев Дмитрий Иванович призывал проверять все теории и авторитеты критикой, требовал самостоятельности мышления. Отвергая философскую диалектику, когда она "... уходит в область слов...", он выражал готовность пользоваться ею "... как орудием борьбы..." (Соч., т. 1, М., 1955, с. 302). П. ратовал за философию, которая "... двигала массы... разбивала дряхлые кумиры и расшатывала устарелые формы гражданской и общественной жизни" (там же, с. 126).
      Социологические взгляды Писарева Дмитрия Ивановича были одной из ранних попыток распространить материализм на понимание общественных явлений. "Внутренней стороной истории" (там же, т. 3, 1956, с. 120) он считал экономическую деятельность, единственный источник богатства человечества видел в труде, а причину всех социальных бедствий — в "элементе присвоения" (см. там же, т. 2, 1955, с. 284). Решающую роль в истории Писарев Дмитрий Иванович отводил людям физического труда, народным массам. Но в полной мере эту роль народ, задавленный гнётом материальных забот и лишений, мог выполнять лишь в эпохи революций, результаты которых до сих пор не соответствовали затраченной энергии. Сравнивая революции с "вынужденным убийством" (см. там же, т. 4, 1956, с. 288), Писарев Дмитрий Иванович признавал их закономерность и необходимость; возвращение старого порядка станет невозможным, если революция "... проложила себе дорогу в мир материальных интересов..." и "... переделала по своему весь строй экономических отношений..." (Избранные произведения, 1968, с. 216). Смысл исторического прогресса Писарев Дмитрий Иванович видел в последовательном освобождении трудящихся от различных форм эксплуатации и постепенном пробуждении самостоятельности народа. Он признавал закономерность смены феодализма капитализмом, неизбежность падения "тиранического господства капитала" и наступления социализма — "... новой эры справедливости, физического здоровья и материального благосостояния" (Соч., т. 2, с. 308, 270).
      Социалистические идеалы Писарева Дмитрия Ивановича, ярко выраженные уже в 1862 ("Пчёлы"), получили своё обоснование и развитие в 1863—67 ("Очерки из истории труда", "Исторические идеи Огюста Конта", "Генрих Гейне" и др.). Утопический социализм Писарев Дмитрий Иванович не был народническим. Писарев Дмитрий Иванович не возлагал надежд на крестьянскую общину, а полагал, что по примеру западноевропейских стран Россия пройдёт капиталистическую стадию развития. Писарев Дмитрий Иванович принимал только критическую сторону учений утопических социалистов и призывал к созданию новой общественной науки, в сближении которой с революционной самодеятельностью масс видел "... единственную возможность будущего обновления" (там же, т. 4, с. 212). Утверждая, что революция совершается народом по "внутренней потребности" (см. там же, т. 2, с. 68), Писарев Дмитрий Иванович считал невозможным вызвать её искусственно и не видел предпосылок для её скорого возникновения. Социологическая "теория реализма разработанная Писаревым Дмитрием Ивановичем в 1863—65 ("Цветы невинного юмора", "Мотивы русской драмы", "Реалисты", "Посмотрим!" и др.), явилась попыткой создать программу достижения социализма "независимо от исторических событий" (см. там же, т. 3, с. 126). Писарев Дмитрий Иванович объяснял поражение "революционеров 1861 года" забитостью народа, непониманием им собственных интересов. "Побудительные причины" для роста народного самосознания возникнут в ходе экономического развития, руководство которым должны взять в свои руки "мыслящие реалисты" (социалисты). "Главное дело" — вопрос о народном труде - подвинется широким распространением рабочих ассоциаций. В этом Писарев Дмитрий Иванович видел заранее заготовленные материалы для разрешения рабочего вопросы, который неминуемо возникнет в России в будущем. Писарев Дмитрий Иванович выдвинул принцип "экономии умственных сил", который требовал сосредоточить все усилия мыслящих людей, "... весь запас собранных человеческих знаний" на разрешении вопроса о "голодных и раздетых людях" (там же, т. 3, с. 105). В "теории реализма" первостепенное значение отводилось распространению научных знаний, которые способствуют росту промышленности и улучшению земледелия, увеличивают число "мыслящих реалистов".
      В этике Писарев Дмитрий Иванович проповедовал утилитаризм и разумный эгоизм, он близко подошёл к пониманию классовой обусловленности морали ("Мыслящий пролетариат" и др.). Личная польза "новых людей" ("мыслящих реалистов, с любовью относящихся к труду") совпадает с общей пользой, их эгоизм вмещает в себя самую широкую любовь к человечеству, у них нет различия "... между долгом и свободным влечением..." (там же, т. 4, с. 18), все их усилия направлены к тому, чтобы уменьшить массу человеческих страданий и увеличить массу человеческих наслаждений.
      Писарев Дмитрий Иванович уделял много внимания педагогическим вопросам ("Наша университетская наука", "Педагогические софизмы", "Школа и жизнь" и др.). Критикуя существующую систему образования, он выступал за воспитание в процессе обучения, за всесословную школу и широкое общее образование, основанное на математике и естественных науках, за обучение ручному труду и физическим упражнениям.
      Эстетические взгляды Писарева Дмитрия Ивановича, сформулированные в статье "Разрушение эстетики" (1865) и наиболее последовательно выраженные в статье "Пушкин и Белинский" (1865), были обусловлены принципом "экономии умственных сил" и носили характер "строжайшего утилитаризма". Писарев Дмитрий Иванович отрицал общественное значение живописи, скульптуры, музыки, лирики. Он считал, что при наличии голодных классов "... обществу рано, нелепо, отвратительно, неприлично и вредно заботиться об удовлетворении других потребностей второстепенной важности, развившихся у крошечного меньшинства сытых и разжиревших людей" (Соч., т. 3, 1956, с. 451). Стремление обратить внимание молодёжи на литературу, трактующую проблемы современности, руководило Писарева Дмитрия Ивановича при его ошибочной попытке "ниспровергнуть" Пушкина. Вместе с тем литературно-критическая практика Писарева Дмитрия Ивановича содержала замечательные истолкования соч. Г. Гейне, романа Н. Г. Чернышевского "Что делать?", произведений И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, В. А. Слепцова, Н. Г. Помяловского и др.


статья из «Большая советская энциклопедия»



   назад