СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович      СМОКТУНОВСКИЙ (наст. Смоктунович) Иннокентий Михайлович (28 марта 1925, деревня Татьяновка, Томская область — 3 августа 1994, Москва), российский актер театра и кино, народный артист СССР (1974), Герой Социалистического Труда (1990), лауреат Ленинской премии (1965, «Гамлет»), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1971, «Преступление и наказание»), Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1994).
      Юные годы Иннокентия Смоктуновского прошли в огне Великой Отечественной войны. Он сражался на передовой, участвовал в форсировании Днепра, бежал из плена. После войны Смоктуновский учился в студии при Красноярском драматическом театре имени А. С. Пушкина (1945-1946). Недоучившись, он уехал в Норильск, где играл во Втором Заполярном театре (1946-1951), а затем в театрах Махачкалы и Сталинграда (1951-1954).
      В 1954 провинциальный актер приехал в Москву, но устроиться в столичные театры ему не удавалось. В 1955-1956 он числился актером театра-студии киноактера при «Мосфильме». В эти годы он начал сниматься в кино в эпизодических ролях (дебют в фильме «Убийство на улице Данте»). После роли Фарбера в фильме «Солдаты» (1956) Смоктуновский был замечен Г. А. Товстоноговым, который пригласил актера на роль князя Мышкина в спектакль «Идиот» по Ф. М. Достоевскому в Ленинградский Большой драматический театр (БДТ).
      Игра Смоктуновского в этом спектакле сделала выдвинула его в первый ряд отечественных актеров. Зрителю открылся трагик нового типа: без бытовых красок и прямой житейской узнаваемости Смоктуновский поражал зыбкими переходами и нюансами психических состояний. На сцене БДТ Смоктуновский играл до 1960, его сотрудничество с Товстоноговым закончилось по разным причинам личного и творческого порядка, одной из главных стало увлечение актера кинематографом, где его ожидала всенародная слава.
      В 1960-е гг. Смоктуновский главным образом работал в кино, был одним из самых интересных актеров отечественного кинематографа. Неординарность, нервная утонченность артистической манеры способствовали созданию таких разноплановых образов, как мужественный геолог Сабинин («Неотправленное письмо»), возвышенный Моцарт («Моцарт и Сальери»). Большой удачей Смоктуновского стала роль физика Куликова («Девять дней одного года» М. И. Ромма), в которой удалось ему удалось соединить высокий интеллектуализм и притягательную безыскусственность.
      Творческой вершиной актера явилась роль Гамлета в одноименном фильме режиссера Г. М. Козинцева. Углубленное погружение в роль помогло актеру создать современный по звучанию шекспировский образ, неприемлющий фальши, обладающий обостренным чувством справедливости, открытый добру и правде. В роли Деточкина в фильме Э. А. Рязанова «Берегись автомобиля» ярко проявилось комедийное дарование Смоктуновского (особенно примечательны эпизоды, связанные с репетициями «Гамлета», где естественно возникала параллель с сыгранной ролью в экранизации Козинцева). Незаурядному многогранному таланту Смоктуновского оказались подвластны любые роли и каждая из них укрепляла его репутацию как выдающегося актера современности. Среди сыгранных им ролей — лучшие образы русской классики: Порфирий Петрович («Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому), Войницкий («Дядя Ваня» по А. П. Чехову), Сальери и Барон («Маленькие трагедии» по А. С. Пушкину), грандиозная роль Чайковского в одноименном фильме И. В. Таланкина. Актер не оставлял своим вниманием и современные характеры (фильмы «Романс о влюбленных», «Исполнение желаний», «Дочки-матери»).
      В 1972-1976 актер работал в Московском Малом театре, где блестяще сыграл роль царя Федора (спектакль «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого, 1973). В этом образе актер представил царя человеком, мучительно переживающим свою душевную слабость, осознающим непосильность задач по управлению государством. В 1976 по приглашению О. Н. Ефремова актер пришел во МХАТ имени М. Горького (с 1989 МХАТ имени А.П.Чехова, в котором работал до самой смерти). Смоктуновский стал ведущим мхатовским актером, сыграв на его подмостках роли из классического репертуара русского театра. В наибольшей степени созвучными творческой индивидуальности актера оказались чеховские образы: Иванов («Иванов»), Дорн («Чайка»), Гаев («Вишневый сад»), Серебряков («Дядя Ваня»). В роли Иванова актер выделял тему бессилия, разочарования, тоски и суда над собой.

статья из "Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия"



   назад